Владимир Алеников: «Я полностью предан своей профессии»

№7(86), июль 2012
Ирина Истринская
Кинорежиссер, писатель, сценарист и продюсер рассказывает о том, как снять хороший фильм, секретах написания успешного сценария, проблемах кинематографа и новых проектах.

Владимир, режиссер — это кто?
Если в двух словах, то это рассказчик историй, по—английски storyteller. Хороший режиссер это всегда еще и драматург. Ведь когда—то это была единая профессия, потом они разделились. Задача режиссера — получить в руки хороший драматургический материал и сделать его блестящим, найти для него наиболее выразительную форму. Пожалуй, самая близкая профессия к кинорежиссеру — это писатель. Те же задачи, разница только в технологии. Режиссер работает на съемочной площадке и в монтажной, а писатель за письменным столом. А если в более широком смысле, то режиссура — это особый способ жизни. Умение впитывать в себя все ее многообразие, запоминать, осмыслять, а потом использовать эти наблюдения и мысли в своей работе. Это, кстати, также роднит режиссера и писателя.
Как снять хороший игровой фильм?
Просто снять фильм — не проблема. Это может каждый. Снять хороший фильм, игровой или документальный, это — задача чрезвычайной сложности. В моей книге «Свой почерк в режиссуре» я попытался сформулировать основные проблемы, которые возникают на этом пути. Но никакая книга и никакой предыдущий опыт все равно не являются панацеей. Подводных камней очень много, надо, как говорится, чтобы «звезды сошлись». Главные три условия, на мой взгляд, следующие. Первое — необходимо отдавать фильму всего себя, никакие полумеры не работают. Только отдав картине всю душу, можно надеяться на хороший результат. Второе — изначальный замысел, идея картины должны необычайно вас возбуждать, у вас непременно должна быть личная связь с задуманным фильмом, какие—то внутренние пересечения, потому что вы будете рассказывать о том, что лично вас мучает. Это обязательное условие, независимо от того, когда и где происходит история, которую вы хотите рассказать. И, наконец, третье — вы должны быть убеждены, что у вас в руках замечательная история, блистательный сценарий. Только с таким ощущением, я считаю, можно начинать работать. Это непременное условие успеха. Но надо помнить о том, что фильм — это война. Победить очень тяжело. Но даже, если вы победите, вы вернетесь с этой войны совсем другим. Фильм вас меняет.

В чем секрет успешного сценария? Где Вы берете сюжеты? Приведите пример.
Смотря что называть успешным. Есть сотни успешных фильмов—однодневок, которые мгновенно проходят, и никто их уже никогда не вспоминает. Если же мы говорим о серьезном долгосрочном успехе, то это опять же совсем не просто. Великий французский актер Жан Габен на вопрос: «Что главное в кино?», отвечал: «Три вещи: первая — хорошая история, вторая — хорошая история и третья — хорошая история». Но и этого еще недостаточно. Есть несколько важнейших человеческих эмоций, вокруг которых, собственно, и крутится все искусство: любовь, страх, голод, ненависть, алчность, месть и так далее. В основе выдающегося сценария обязательно будет заложена одна из этих эмоций. И еще есть один вопрос, который я считаю крайне важным, —
что в этой истории такого, чего зрители не получают в реальной жизни? Потому что произведение киноискусства —
это не копировка действительности, это концентрация эмоций и мыслей на узком временном пространстве. Что касается сюжетов, то они могут появляться откуда угодно. Вас могут взволновать какие-то современные реальные события или, напротив, исторические, это не главное. Важно, чтобы выбранная история действительно вас будоражила, не давала спать спокойно. Далеко не всегда я могу точно ответить, откуда взялся замысел. Скажем, первый мой фильм «Сад» «возник» от гуляния по санкт—петербургскому Летнему саду, от его спрятанных от снега статуй, словно заколоченных в вертикально поставленные гробы. Следующая, к сожалению, так и не завершенная, уничтоженная советской властью моя картина «Комитас» — о великом армянском композиторе, сошедшем с ума во время резни — родилась, вернее, была зачата, в тот самый момент, когда я наткнулся в каком—то журнале на репродукцию картины армянского художника Григоряна «Комитас». На ней был изображен лысый человек в черной сутане с горящим блуждающим взором… «Биндюжник и Король» появился самым естественным образом — от восхищения бабелевскими героями, упоенного восторга перед всей этой красотой одесской мифологии. А толчком для моей американской картины «Время тьмы» (в российском прокате «Феофания, рисующая смерть») послужила вычитанная однажды у Лескова фраза «Деревенский брадобрей, прибиравший и гримировавший труп, был обвинен в святотатстве». Мой последний российский фильм «Улыбка Бога, или Чисто одесская история» обязан своему появлению чудной книге одесского автора Георгия Голубенко «Рыжий город». И так далее. Все это, наверное, уже не имеет особого значения. Зрителю важен в первую очередь результат. К сожалению, а может, и к счастью, мало кто интересуется истоками замысла. Помните, у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора/ Растут стихи, не ведая стыда…
Как Вы работаете с актерами?
Актеры — люди очень разные, и подход к работе с ними должен быть всегда индивидуален. Главный секрет, на мой взгляд, — их надо искренно любить. И тогда они с благодарностью раскрываются в ответ.
Чего режиссер никогда не должен делать?
Переставать контролировать себя и все вокруг. Что бы ни случилось, необходимо продолжать управлять ситуацией. Так же, как капитан во время шторма до последнего сжимает штурвал, так и режиссер не должен выпускать вожжи из рук ни при каких обстоятельствах. В противном случае все идет вразнос.

Сегодня режиссеру непросто найти деньги на фильм. Как заинтересовать продюсера?
Все очень индивидуально. Зависит от проекта, от режиссера, от продюсера. Единого совета дать не могу. В одном случае продюсера может убедить коммерческий бизнес—план, в другом — неожиданный интересный замысел. Бывали случаи, когда продюсеры подписывались на проект после трех минут общения, а бывает, на это уходят годы.
Как снять хороший документальный фильм?
Так же, как и игровой, не вижу никакой разницы. Настоящий режиссер, с моей точки зрения, должен владеть всеми жанрами. Я не особо разделяю игровое кино, документальное, детское, музыкальное и так далее. С моей точки зрения, профессионал должен уметь все. Принцип один и тот же: сначала возникает замысел, а затем уже он начинает обрастать конкретными визуальными решениями. Масса примеров, когда игровые режиссеры делали великолепные документальные фильмы (например, «Обыкновенный фашизм» Михаила Рома) и наоборот. Я тоже, главным образом, занимаюсь игровым кино, но горжусь своими документальными картинами «Пробуждение» (об августовском путче 1991 года) или «Спасти человека» (о международном отряде МЧС).
Кто из современных документалистов Вам нравится?
На Международном кинофестивале «Встречи в Сибири» в Новосибирске, куда я был приглашен с фильмами «Пробуждение» и «Пистолет (с 6 до 7.30 вечера)», я познакомился с потрясающими английскими документалистами Стефаном Уокером и Салли Джордж. Их полнометражный фильм «Молоды сердцем» об американском хоре стариков, поющих рок, считаю шедевром документалистики. Равным образом, абсолютным шедевром считаю потрясающий фильм французских режиссеров Люка Жака и Ива Дарандо «Марш пингвинов». Но вообще очень много талантливых режиссеров. Мне всегда интересно то, что делает выдающийся немецкий режиссер Вернер Херцог. Я также поклонник израильского документалиста Герца Франка, с восхищением отношусь к его фильму «Старше на десять минут». Думаю, очень одарен молодой сербский режиссер Борис Митич, его фильм «Красотка Даяна» был замечательным. Из отечественных режиссеров мне очень интересен Алексей Федорченко с его абсолютно оригинальным подходом как к документальному, так и к игровому кино, Марина Разбежкина и многие другие. Этот список можно продолжать и продолжать.
Вы являетесь художественным руководителем Центральной Российской киностудии документальных фильмов. Какова основная ее задача?
Как ни прискорбно об этом говорить, основная задача для студии сейчас — это выжить. Уже три года идет борьба за здание, которое нам якобы выделили, но, по сути, занять его мы так и не можем, вынуждены ютиться в нескольких помещениях. Негде разместить съемочные группы, оборудовать павильоны. Складывается впечатление, что РосКомИмущество задалось целью уничтожить старейшую киностудию страны, поскольку никакие правительственные рекомендации и решения не выполняются. В этих условиях работать практически невозможно. Молодые режиссеры, курс которых я специально выпустил для того, чтобы влить «свежую кровь» в студию, в конце концов, разбрелись по другим кинокомпаниям. Если в ближайшее время не будет принято волевое государственное решение о поддержке киностудии, она просто погибнет. Это притом, что мы все еще пытаемся что—то делать. Замечательный режиссер Тофик Шахвердиев получил в прошлом году «Нику» за картину, сделанную на студии. Таких примеров много. Но это какие—то отчаянные героические усилия вместо нормальной продуктивной работы.

Какой Вы человек? Что Вам в себе нравится и не нравится?
Я — человек противоречивый, как и любой художник, я думаю. Во мне уживается много, казалось бы, несовместимых вещей. Не люблю я себя в состоянии слабости, неуверенности, когда я в нерабочей форме, что, к счастью, бывает не так часто. Помните, Маяковский сказал: «Я — поэт и этим интересен». Полагаю, что и я, в первую очередь, интересен себе и другим тогда, когда я работаю, занимаюсь любимым делом. Какие бы недостатки у меня не были, но я, безусловно, фанатик своего дела и полностью предан своей профессии. Я разными вещами занимался в жизни, но убежден, что, в первую очередь, появился на свет для того, чтобы снимать кино.
Как проходят Ваши дни, когда Вы не на съемочной площадке?
У меня нет различия между днями недели, нет выходных. Я живу по собственному плану, и он не зависит от графика работы государственных учреждений. Работы всегда много, скучать не приходится. Я — сова, ложусь поздно, по ночам работается лучше, никто не отвлекает. Пару раз в неделю стараюсь ходить в фитнес—клуб, провожу там по несколько часов. Когда получается, езжу верхом, очень люблю этот вид спорта, особенно быструю езду. Разумеется, во время производства картины мой график резко меняется, все подчинено фильму.
Какие у Вас еще интересы, помимо режиссуры?
Интересы мои, главным образом, касаются моей профессиональной деятельности. Я не знаю ни одного режиссера или писателя, у которого было бы еще какое—то дополнительное хобби. Это профессии, которые забирают тебя целиком, без остатка. Это не столько профессия, сколько образ жизни. Еще люблю путешествовать, но это получается не так часто, как хотелось бы.
Что Вас мотивирует и позволяет не останавливаться на достигнутом?
Я стараюсь не повторяться. Все время меняю жанр, стилистику картины или романа. Только очень опытный глаз проследит единый почерк во всех моих работах. Помнится, когда—то студия категорически потребовала от меня продолжения «Приключений Петрова и Васечкина». Только с этим условием я мог дальше продолжать работать. Я пошел на это, снял продолжение, но при этом полностью поменял жанр. «Каникулы Петрова и Васечкина», в отличие от «Приключений…», — это уже настоящий мюзикл, вернее, два мюзикла — «Хулиган» и «Рыцарь» — первые подобные фильмы в нашем кино. Мне всегда интересно что—то новое, то, чего я еще не пробовал. И в каждой следующей работе, будь то книга или фильм, я пытаюсь открыть окно, которое ни я, ни мои коллеги, с которыми я общаюсь, еще никогда не открывали. Думаю, на мой век подобных открытий еще хватит с лихвой.
Случались ли у Вас какие—то серьезные проблемы в работе?
Да, двенадцать лет назад человек, инвестировавший деньги в мою картину, руководствуясь крайне далекими от искусства соображениями, решил, что мой фильм полностью принадлежит ему, и, по сути, отнял у меня мою работу и даже попытался уничтожить ее. Это было время беспредела, и я не смог отстоять свои права. Я очень остро переживал этот момент, но в конце концов справился. Как известно, то, что
нас не убивает, делает сильнее. Я уверен, что правда все равно восторжествует. Как сказал классик словами Воланда: «Рукописи не горят». Дело еще не кончилось, но кончится непременно победой истины и добра, по—другому быть не может.

Кто Вас поддерживает?
Мои друзья, разумеется, но в первую очередь, моя семья: жена и дети. Тем более что все они так или иначе связаны с кино. Моя жена Тамара недавно закончила еще и высшие продюсерские курсы, сделала документальный фильм, а теперь написала сценарий игрового, который собирается сама снимать. Сын Филипп — сценарист и режиссер — дебютировал в большом кино американской картиной «Голливудский мусор», я был одним из продюсеров этого фильма. Картина уже получила приз за лучшую комедию на кинофестивале WorldFest в Хьюстоне, а сейчас она в конкурсе Московского международного кинофестиваля. Моя дочка Ася на будущий год заканчивает в Лос—Анджелесе университет, юридическую школу, специализируясь на кино— и телебизнесе. Возможно, в будущем она тоже станет продюсером.
Что для Вас главное в жизни?
Благополучие моих родных и близких, реализация моих творческих планов.
В конце июня вышла Ваша книга «Сумерки в спальном районе». Чем для Вас привлекателен хоррор? Какова основная идея книги?
Я — жанровый писатель и жанровый режиссер. Сочинял и снимал комедии, мюзиклы, детективы, триллеры, драмы. Сейчас мне крайне интересен этот замечательный жанр — хоррор/триллер, и я пытаюсь исследовать разные его ипостаси. Первую попытку я сделал несколько лет назад, питерское издательство «Лимбус—Пресс» выпустило тогда мою книгу «Ублюдки». Для себя я назвал жанр этой книги «переплетения», поскольку в ней сложным образом переплетаются судьбы разных эпатажных персонажей. В «Сумерках в спальном районе» я пошел дальше — это уже не просто «переплетения», это настоящий триллер с элементами детектива. Книга весьма неожиданная, временами шокирующая, мне трудно ее с чем—то сравнить. Журналист Александр Кушнир, прочитавший роман, сформулировал свои впечатления следующим образом: «Это Стивен Кинг и Тарантино в одном флаконе». Признаться, для меня это весьма лестная оценка, ведь я являюсь безусловным поклонником обоих художников. Книга, кстати, чуть ли не впервые в России вышла с саундтреком. В нее вложен диск с композициями и песнями, которые либо напрямую, либо ассоциативно связаны с ее содержанием. Саундтрек создавался очень талантливыми музыкантами. Что касается идеи книги, то, если отвлечься от специфики жанра, это драма творческой неудовлетворенности, неоцененности — весьма сильный двигатель для драматической истории.
Над чем Вы сейчас работаете?
Заканчиваю новый фильм, я сейчас в постпродакшне, надеюсь, к осени картина будет готова. Пока из суеверных соображений воздержусь о ней говорить. Фильм выстраданный, выношенный, необычный, я надеюсь, что это будет моя лучшая картина. По жанру это — любовная драма. По заказу телеканала «Россия» пишу сценарий для телесериала. Опять же говорить о нем рано. Есть еще ряд интересных замыслов как в театре, так и в кино, над которыми я работаю. В частности, написал сценарий по мотивам «Сумерек в спальном районе». Я мечтаю снять эту картину. Она будет включать в себя элементы и психологического исследования, и детектива, и любовной драмы, но в первую очередь, — это, конечно, триллер. Прямых аналогов задуманному проекту в отечественном кино я пока не знаю. В мировом кино могу сослаться на любимого мною замечательного режиссера Альфреда Хичкока и на его знаменитый фильм «Психо», также замешанный на психоанализе. Фильм был номинирован на Оскара, получил много других наград, вызвал массу подражаний, ремейков и стал одной из вершин хоррора — этого сложного жанра киноискусства. Для меня это ориентир, которому я бы хотел следовать. Идея создать отечественный оригинальный фильм такого плана представляется мне чрезвычайно заманчивой и перспективной.

Но это все впереди. Лучше расскажу о том, что уже готово. Только что в издательстве «Зебра Е» в серии «Наш ХХ век» вышла моя большая книга «Случайные закономерности». Эта книга — определенный итог моей многолетней литературной работы. Под одной обложкой соединилось многое. Туда вошли и стихи, и проза, и поэтические переводы, и вещи, написанные для детей, и воспоминания, касающиеся замечательных людей и необычных ситуаций, с которыми меня сталкивала жизнь. Что касается новых книг, то в издательстве «Водолей» в серии «Мастера перевода» готовится к выходу сборник моих избранных поэтических переводов, в основном, с французского и испанского. Туда войдут стихи Жака Превера, Поля Верлена, Мигеля Эрнандеса, Хосе Марти, Рубена Дарио и других поэтов, которых я переводил. А «РИПОЛ Классик» в ближайшее время выпускает серию моих книг для детей. Там и новые приключения Петрова и Васечкина, и книга в стихах «Рифматизм Петрова и Васечкина» (они заболели рифматизмом и стали все рифмовать), и сборник разных моих сказок, некоторые из которых легли в основу известных мультфильмов, такие, скажем, как «Пантелей и Пугало» или «Чучело—Мяучело», и сказочная повесть «Богатырская история», и многое другое. С этим издательством меня связывают разнообразные планы, в частности, готовим книгу очерков и воспоминаний «Умирающий лебедь на фоне корриды». И еще очень жду издания последнего своего романа «Странники терпенья», это там же, в «РИПОЛе».

The Directory
Анна Гофман и Mazal Bueno Orquesta
Великолепная этническая певица Анна Гофман и коллектив Mazal Bueno Orquesta (world music) представит слушателям удивительное песенное наследие множества культур – от Средиземноморья и сефардов (испанских евреев) до Индии и Латинской Америки.
концерт-презентация
11 октября группа STORY, клуб Glastonberry и MusicBox Gold TV приглашают на концерт-презентацию!
STAR GENERATION
В Московском парк-отеле «Империал» прошел осенний этап Международного детского фестиваля исполнительских искусств STAR
Старт нового сезона FollowTheFabrika
FollowTheFabrika вновь ищет таланты для выхода на мировой fashion рынок. 4 марта 2018 года fashion-проект от Марии Резниковой снова запускает свой масштабный конкурс, но с обновленной программой, условиями участия и новым календарем проведения ивентов! Событие пройдет в Corporate Innovations Hub, а именно в камерном зале крупнейшего технологического хаба России, расположенном на пересечении улицы Большая Полянка с Якиманской набережной - ATRIUM-HALL.
Фестиваль #ПАНЧЛАЙН пройдет в Москве с 23 по 27 августа
С 23 по 27 августа в 15 клубах центра столицы пройдет фестиваль комедии #ПАНЧЛАЙН и соберет 17 000 зрителей. Столько суммарно вмещают в себя площадки фестиваля, но кроме того будет вестись прямая трансляция во ВКонтакте, которая планирует собрать порядка 10 миллионов зрителей.
Чемпионат мира по караоке
16 октября в Москве в Доме приемов и торжеств «Империя» прошла церемония награждения победителей российского этапа Чемпионата мира по караоке.
Летать!
Найти любовь!
Жизненные правила, которые приводят к счастью
Интересно, а существуют ли такие правила, с помощью которых можно было бы действительно обрести счастье?
Максим Завидия
Филипп Киркоров поздравил Максима Завидия с выходом клипа на песню «Именно та»
«Неисправимый лгун»
Ярким и запоминающимся зрелищем получился спектакль «Неисправимый лгун» по комедийной пьесе талантливого хорватского драматурга Миро Гаврана.
©2018 Радиус Города