Стихия счастья Алены Бабенко

№7(62), июль 2010
проект Александра Олешко
Счастье или несчастье имеет определенный цвет. У каждого он свой... Тем интереснее узнать, какими цветами радуги раскрашена жизнь талантливой красавицы.


Алена Бабенко

Странно. Вместе мы не снимались, не играли на сцене, не принимали участия в телепроектах, которые могли бы объединить нас. Познакомились года три назад в буфете на «Кинотавре», и возникло ощущение, что я знаю Алену Бабенко давно и очень хорошо! Вернее, не так— я ее хорошо чувствую. Я ее понимаю. Думаю, с таким ощущением живет каждый, кто хоть раз видел ее в кино, на экране, на сцене. Этот эффект родства – потерянное и забытое ощущение у артистов.

Раньше так и было. Теперь все иначе. Но есть приятные исключения. Несомненно, Бабенко — это исключение.

С чего начнем наш прекрасный разговор? С очень простого и одновременно сложного, не­ожиданного вопроса: «Ты счастлива?»
Я? Да. Думаю, что да.
Когда человек отвечает: «Думаю, что да», что значит слово «думаю»?
А потому что всегда хочется чего-нибудь еще. Всегда чего-то не хватает. Поэтому кажется, что «я счастлив, конечно, но не до конца».
Но твое представление о счастье менялось в процессе взросления маленькой девочки, потом девушки, потом женщины, которая уже имеет детей. И сбылись ли какие-то твои мечты осчастье, например, детские? Что было для тебя счастьем тогда и что счастье сейчас?
Я тебе сразу скажу, что в детстве яточно не мечтала о счастье. Мне кажется, я даже этого слова не знала. Потому что детство само по себе радостное. Даже ты не осознаешь, что у тебя радостное детство. Только спустя годы можешь обнаружить, что у тебя тогда было счастье, радостное, беззаботное. Так что понятие счастья возникает где-нибудь после школы, когда ты начинаешь переходить в какую-то самостоятельную жизнь.
Ну это все-таки общие слова. Хорошо, конкретизирую. Была ли ситуация в твоей жизни, когда тебя успокаивали друзья и подруги, а ты им говорила: «Вы не понимаете, я счастья хочу!»
Не-а.
А что такое счастье тогда? Объясню, почему я задаю этот вопрос именно тебе. Глядя на тебя в кино, я удивляюсь насколько ты удивительно точно, достоверно, нервно, открыто, без кожи, ранено играешь несчастье. Значит, человек, который так это может через себя протранслировать, должен понимать, что такое счастье и что такое несчастье. Поэтому я и спрашиваю у тебя, что такое счастье?
Счастье — это когда кончается несчастье. Я, знаешь, любые всякие личные какие-то обиды или истории переживаю до такой степени, что целиком погружаюсь в них, как в океан несчастья. И когда я оттуда выныриваю: словно до дна доходишь, а затем отталкиваешься от него ногами — и вот в этот момент понимаешь, что такое счастье. Очень люблю такие контрасты.


Алена Бабенко и Александр Олешко

Что ты больше запоминаешь, хорошее или плохое?
Мне кажется, все, что я запоминаю, хорошее. Оно интересное, очень интересное, такое прямо интересное-интересное. Что тебя очень трогает? То, что впечатляет. Не так давно у меня был разговор с человеком, который удивлялся, как один артист не запомнил его богатого друга, у которого он работал десять лет назад в течение десяти дней. На каком-то частном пароходе с ним ходили, играли в футбол. А через десять лет его не вспомнил. Я пыталась объяснить, что у артиста такое свойство памяти: ему очень трудно запоминать такой объем информации. У него столько таких историй подобных было, что он мог и не вспомнить. Но люди обижаются на это. Но вот я могу в какой-то незнакомой компании оказаться, скажем. Там много людей. Я буду с ними весь вечер общаться, что-то делать. Но запомню маленького ребенка чьего-нибудь, причем, так и не узнав, как его зовут. Но точно запомню, что он делал, как он говорил. И я на всю жизнь его запомню.
У тебя срабатывает какая-то внутренняя профессиональная «кнопка», сознательно или несознательно, какой-нибудь «диктофон», чтобы в какой-нибудь апогей радости или, наоборот, «нокдауна» ты думаешь: «Вот это мне надо запомнить, я где-нибудь это использую»?
Я как раз пытаюсь это в себе воспитать. Каждый раз говорю себе: «Так, это я запомнила».
А ты себя иногда заставляешь приходить на съемочную площадку или для тебя это всегда радостный момент?
Ну нет, почему. Бывает, что ты не совпал как-то и с режиссерами, и с партнерами и вообще тебе не очень понятно, что снимается. Иногда бывает очень грустно, но ты понимаешь, что должен работать.
А если сузить вопрос про счастье: акак актриса, ты счастлива?
Нет. Ну что ты? Нет, нет.
Ну как «ну что ты»? Бывает, говорят: «Я довольна тем, что я имею».
Я недовольна, нет.
Хорошо, а вот объясни, почему тебя заставили поменять фамилию, была Барановой…
Почему заставили? Я замуж вышла.
Добровольно?
Да.
А имя?
А с именем такая штука была. Япереехала в Москву, и здесь в то время очень модным было имя Алена. Ивсех Лен почему-то звали Аленами. Имени Лена как будто вовсе небыло. И даже некоторые Оли были Аленами.
А в паспорте-то что написано у тебя?
Елена, конечно же. И меня муж переименовал в Алену, говорит: «Будешь Аленой?» Я думаю: «Ну ладно, буду Аленой». Какое-то время он звал меня так, и в итоге прилипло. И все в Москве так Алена, Алена. А иногда, наоборот, встречаются люди, которые говорят: «Ну какая ты Алена? Ты Лена. А можно я тебя Леной буду звать?» Я отвечаю: «Да, конечно, можно». Меня звали Леной мои подруги, а так в основном все Аленой.
Быть актрисой в начале XXI века, хрупкой женщиной, матерью — это как, сложно? Это интересно, мучительно, прикольно, вынуждено — как это?
Ну, для меня это больше интересно. Если я сейчас начну говорить, как это мучительно, то я не понимаю, зачем вообще этим заниматься? Да, иногда там бывает трудно. Я сейчас столкнулась с одним проектом, с пластическим спектаклем, где не говорят ни одного слова, а нужно все выражать телом. И меня разрывают два внутренних человека. С одной стороны, думаю: «Ну зачем тебе это надо? Ну вот зачем? Есть же какие-то нормальные пьесы, хорошие, тебе предлагают — играй. Вот во что ты ввязалась? Тебе мало было двух «Ледниковых периодов»? Вот попереломалась вся». Но, сдругой стороны, интересно ужасно. Я каждый раз мучаюсь: эти два человека со мной спорят, но побеждает, как правило, интерес. Я ничего с этим поделать не могу.

Я понимаю, что тебя уже все, кому не лень, достали этим вопросом, но давай просто выдержим уже как бы жанр интервью. Собственно, я про «Ледниковый период». Я просто помню и знаю, как ты везде говорила, что долго думала и за три дня впрыгнула в проект. И на два года застряла в нем, и так отчаянно, честно, красиво… Украсила просто экран, лед… Вот тебе это как, что, зачем, почему?
Хорошо, что я это сделала. Вот хорошо. Сейчас я не жалею ни о чем. Потому что у меня все-таки есть принцип в жизни: если очень хочется, но нельзя, то можно. Просто надо это сделать, чтобы потом тебе не было обидно. Плевать на всех вокруг, вот плевать. Если тебе хочется, обязательно это попробуй. Я ненавижу это чувство жалости, когда ты чего-то не сделал. Меня это потом гнетет. Вот это для меня настоящее несчастье.
А вот то, чем ты зарабатываешь, чем живешь, то, что является твоей работой — это для тебя просто работа или необходимый способ самовыражения, или нечто большее — какая-нибудь трибуна или возможность от чего-то освободиться, или, наоборот, стать собой?
Все, что ты сказал, наверное, и есть для меня работа.
А ты для себя когда-нибудь, может быть, даже не специально, выбирала, какую-нибудь личность, которая тебя вдохновляла бы? Скажем, какую-то актрису…
У меня Пиаф всю жизнь была кумиром, с самого детства. Я больше никого не помню.
Тебя может кто-нибудь сбить с толку вот на работе?
Да, может. Многие вещи могут случиться. Ты просто даже с партнером можешь энергетически не совпасть, а у тебя какая-то откровенная сцена с ним. Очень сложно переламывать себя. Для меня это огромная внутренняя работа.
Слушай, сейчас все поют. Я тоже этим грешу. Ну, обычно люди, которые не умеют что-то делать, больше всего этого и хотят. Я всегда говорю, что у меня душа поет, и у меня нет намерений называть себя певцом. Но ты потрясающе поешь. Ты не думала поработать в этом направлении, скажем, диск записать какой-нибудь?
Нет. Что касается пения, я давно для себя решила, что оно только в случае, если это будет востребовано в спектакле или в кино. Как бы тебе объяснить… У меня мама — музыкант, она преподает в музыкальном училище. То есть мама и ее родная сестра — они как бы профессиональные вот певицы. У них хороший вокал, хорошо поют. Ивот это ощущение, когда ты выходишь на сцену и поешь, должно быть уверенным сточки зрения профессионального пения. И это мне покоя не дает. Поэтому, допустим, спеть в концерте или записывать диск... Нет, уменя нет таких проблем, желаний.
Человек, режиссер, актер, космонавт, политик или личность, которую ты уважаешь, и встреча с которой что-то в тебе изменила, поменяла, кубики внутри переставила?
Наверное, это все-таки связано смоей профессией. Это Павел Григорьевич Чухрай, с которого все началось. А вот сейчас театр — Галина Борисовна Волчек. Это какие-то такие чудеса: два чуда в моей профессиональной жизни.
Когда речь идет о Волчек, всегда хочется задать вопрос тому, кто укрылся под ее крылом: а какой-нибудь совет житейский, профессиональный, человеческий, женский, может быть, тебе дала Галина Борисовна? Она каждому из нас где-то когда-то случайно или специально бросала фразу, у каждого артиста есть такая фраза, с которой он живет и говорит: «Это мне Волчек сказала». Вот у тебя уже есть какой-нибудь ее совет, какая-нибудь мудрость, какое-нибудь слово?
Нет еще. Нет, пока не знаю. Помню какие-то фразы отдельные, но вот того, о чем ты говоришь, я не помню пока.
У тебя есть свой собственный образ, этакая картинка жизни? Вот у меня, например, это самолет, который летит, иногда набирает скорость или входит в зону турбулентности, иногда уходит в пике, и я должен его выровнять со всей силой. И когда мне нужно взлететь над тучкой или его посадить мягко, я чувствую, что за моей спиной люди, ответственность. Передохнуть, набрать бензина и опять взлететь. Вот у меня такой образ жизни. И мало того, внутри этого самолета тоже существует жизнь, как в маленьком государстве, где есть расходы, доходы, понимаешь, да? Вот у тебя какой-то образ жизни есть?
У меня ощущение какое-то двойственное. Меня с детства преследует странная мечта: облететь земной шар на прозрачном шаре, непонятно чем управляемом. Просто лететь на этом шаре и все. Так вот, иногда я себя вижу внутри этого шара в качестве наблюдателя за всем, что происходит где-то там… Словно я режиссер, который смотрит со стороны на кусочек жизни. Аиногда я себя вижу участником этой жизни, и этот шар где-то далеко ивообще мне непонятен: почему он там летит? То есть я представляю, что там кто-то летит, в этом шаре, наблюдает за мной, а я тут копошусь, что-то делаю. Вот как-то так.
Продолжи фразу, пожалуйста, «Я люблю…»
Я люблю сына, люблю маму с папой, люблю зиму, я люблю… что я еще люблю? Много всего люблю. Я люблю много всего, люблю очень много.
«Не люблю…»
Не люблю… Не люблю не любить. Ненавижу. Понимаешь, о чем я говорю?
Очень хорошо понимаю. А продолжи фразу «Моя жизнь — это…»
Моя жизнь — это путь. Вот у меня ассоциация с дорогой сейчас возникла. Сразу же, первое, что возникло.
Скажи, пожалуйста, твоя жизнь — она какого цвета? Ты ее как-нибудь видишь внутри? Ты, вообще, как с цветами?
Цветами балуюсь, да. Когда у меня роль, какой-то сценарий, и я играю насцене, то примерно вижу цвета там. Даже не могу сказать, что это с связано с настроением. Ну, бывает, допустим, какая-то очень драматическая сцена, амне видится оранжевый цвет. Я потом начинаю думать: «Почему оранжевый?»
Ну ты знаешь, что оранжевый — это цвет творчества?
Я вообще люблю два цвета: зеленый и оранжевый.
А Москва для тебя какого цвета?
Москва? Москва… Не знаю, какая-то сейчас яркая. Она разная бывает.
Скажи, а какого цвета счастье? Мы начинали разговор про счастье. Какого цвета счастье?
Когда небо голубое, когда солнце желтое… Вот как цвета в природе…
Ты знаешь, было бы странно, если бы я тебе сказал: «Я тебе желаю голубого счастья».
Нет, это все как в природе. Вот такого цвета счастье. Кстати, зима в этом году для меня была настоящим счастьем. Вот белый снег… Я умираю, глядя на него. Не знаю, что происходит со мной. Я люблю иногда стихию. Вот счастье — это стихия какая-то. Я помню, в Москве был ураган жуткий, когда деревья повалило.
Да, срывало все, я помню тоже его очень хорошо.
Я выскочила на улицу, стояла босиком… Так лил этот потоп и скрывал аллею. У меня было ощущение счастья внутри. Вот когда такая жизнь, понимаешь? Я ненавижу и никогда не говорю «все равно». Есть, во-первых, выражение не «все равно», а «все едино». Я всегда всем советую: «Никогда не говорите: мне все равно». Никогда! Даже когда вам предлагают на выбор чай — зеленый или черный? Всегда выбирайте. Вот с этих мелочей начинается твое счастье или несчастье. Вот несчастье — это когда «все равно». Видишь, мы с тобой разговаривали, и я поняла: счастье — это когда не все равно.
Ну что ж, отлично. Мы с чего начали — к тому и пришли, но пробрались к этому через…
Какой-то путь.
…через путь, через свою жизнь, через свою работу. Я тебе очень признателен за это. За то, что ты как бы взяла за ручку да и прогулялась со мной. И я тебе желаю продолжения счастья. Я тебе желаю присутствия тех цветов в твоей жизни, которые ты хочешь видеть. И ятебе желаю побольше быть на экране и на сцене, чтобы тебя видели люди, потому что люди должны видеть нечто талантливое. За сим всего доброго, до свидания.
До свидания. До свидания! Саша, спасибо тебе большое. У тебя какой-то талант проводника.

The Directory
Мода и шоу – это доступно!
Шоу-показ проекта Myfashionday
Сергей Вольный и НАСТАСИЯ «Несольный концерт 2»
19 апреля 2017 года в 19.30 в Джаз-клубе «Кино» состоится «Несольный концерт 2» авторов-исполнителей Сергея Вольного и НАСТАСИИ. Это совместное мероприятие двух разноплановых артистов, которые объединили свои сольные выступления в один большой концерт и собираются устроить настоящий праздник поклонникам, друзьям и коллегам по творческому цеху.
Если муж «маменькин сынок»: как с таким ужиться
Женщинам, у которых мужья на деле оказались «маменькиными сынками», остается только посочувствовать, ведь такие мужчины готовы на любые свершения ради своих дорогих матерей, тогда как интересы собственной жены нередко остаются задвинутыми на дальний план. 
«Предновогодние приключения на Планете Добра»
3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» состоится премьера новогоднего детского мюзикла «Предновогодние приключения на Планете Добра».
Как ухаживать за кожаными вещами?
Кожа – один из древнейших материалов для изготовления одежды. Она защищает от погодных явлений и в то же время не препятствует телу насытиться кислородом. Видов кожи много, и на какой бы ваш выбор ни остановился, за ней нужен правильный специальный уход.
10 дел, которые нужно успеть выполнить перед родами
Будучи беременной, женщина с нетерпением ожидает того заветного дня, когда сможет впервые обнять маленького человека, которому дала жизнь. 
Сергей Вольный и Настасия
20 мая в 19.30 в арт-кафе «Дуровъ» пройдет большой совместный концерт авторов и исполнителей Сергея Вольного и певицы Настасии (Анастасии Ковалевой). Программа музыкального вечера включает в себя два отделения с антрактом и автограф-сессией.
ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ И ЕДИНСТВО
Индия — многонациональная страна тысяч языков и наречий, различных религий, страна миллиона загадок… Яркие краски встречаются здесь повсюду: в одежде, внутреннем убранстве жилищ, в оформлении зданий, и... конечно на кухне…
FollowTheFabrika
FollowTheFabrika этап I.VI
Привносим уют в узкую кухню
Если владельцы частных домов и просторных квартир могут позволить себе оборудовать отдельное помещение, где будет происходить прием пищи, то большинству людей не остается ничего другого, как довольствоваться кухней. 
©2014 Радиус Города