Сергей Ануфриев: «Необходимо повышать статус творческих людей!»

№12(79), декабрь 2011
Ирина Истринская
Художник Сергей Ануфриев о жизни в Киеве, Одессе и Москве, своей семье, настоящих меценатах, а также изобретенном им направлении в искусстве – паттернизме.
Сергей, Вы родились и выросли в семье художников. Расскажите какую—нибудь яркую историю из вашей совместной жизни.
Мои далекие предки — итальянские масоны из Милана, построившие в XV веке нынешний Московский Кремль и поселившиеся в Немецкой слободе, на улице Басманной, где и поныне живет мой дядя. В Одессе я родился случайно, мама хотела родить меня в Крыму, прямо в Черное море, но не успела, и я появился на свет в роддоме № 1 г. Одессы. Жили мы недалеко, на Польской, рядом с синагогой, в коммуналке, где в нашей комнате собирался тогдашний андерграунд.

Когда мать принесла меня из роддома домой, папа писал картину, ничего не воспринимая вокруг. Находясь вдрайве живописного процесса, экспрессивного, пастозного и корпусного, папа забывал об окружающем мире ипорой даже падал в обморок от истощения. Мама подошла к мольберту со мной, завернутым в пеленку, а папа, не видя меня и думая, что мама поднесла ему тряпку, вытер об меня кисти. Запах масла и разбавителя с тех пор для меня первичнее материнского молока (у мамы после родов оно пропало, и меня кормили детским питанием). Две недели от роду я летел на самолете в Москву к деду ибабушке, а в месяц — уже летел в Крым, где у мамы была путевка в санаторий. Мы отдыхали по соседству с правительственным санаторием, где в это время находился Н.С. Хрущев, которого как раз собирались смещать с поста. Не зная об этом, он беззаботно гулял по дорожкам санатория и как—то раз наткнулся на мою маму, попавшую сюда через дыру в заборе. Никита Сергеевич был очарован красотой моей матушки (похожей на Нефертити), заигрывая с нею, он взял меня на руки и сказал мне: «А ты—то, малыш, уже при коммунизме будешь жить!» Странно, но это обещание сбылось. Я, в самом деле, всю свою жизнь провел при коммунизме, резко выделяясь среди окружающих, живущих в рабовладельческом строе (по—разному называемом).

Расскажите о себе. Что Вы за человек?
Получив двойное образование (кроме школьного, еще и домашнее, где европейское знание сочеталось с ведическим) и воспитание, направленное на развитие творческих способностей, я с возрастом заметил, что мой жизненный опыт приобретает направленность, уводящую меня все дальше от соответствия тому, что обычно называется «человек». Сейчас я не могу ответить на вопрос о характере и свойствах континуума, который я представляю в качестве среды обитания моей души. Единственное, с чем я приблизительно отождествляюсь— это бессмертная душа, осваивающая возможности нынешнего воплощения. Тело — это данное взаймы средство передвижения, что, конечно, является роскошью. Поэтому пользователь может быть каким угодно, в зависимости от ситуации. В этом поле превращений на стезе совершенствования можно с уверенностью говорить лишь о наличии харизмы, остальные дефиниции проблематичны.
Вы живете в Киеве, Одессе и Москве. Что для Вас — каждый из этих городов?
Оптимальным для меня является Киев, его энергетика соответствует мне, восполняя недостаток витальности и чувственности, наполняя иррационально—мистическим ощущением и, в целом, жизнерадостностью.



К сожалению, тут отсутствует интеллектуальная среда ипонимание сути современного искусства. Здешняя культура не прошла стадию концептуализма. Это не дает ей возможности развиваться дальше, и потому она может легко стать жертвой рынка и культурной колонией Запада.

Одесса — мой родной город, вскормивший меня и вырастивший, прекрасен, как дивный сон, в то же время, как сон, нереален. Это — Потемкинская деревня, декорация, сцена, где все ненастоящее, вымышленное, где невозможна подлинная жизнь, а можно только играть в жизнь. У меня часто появляется ощущение, что судьба здесь утекает сквозь пальцы, уходя в песок, из коего построен город. И лишь море, всеобъятное море, спасает ситуацию.

Москва обладает культурным уровнем, на котором происходит эволюционное развитие искусства, где возможен самый смелый эксперимент и обнаружение новых эстетических горизонтов, где сейчас формируется следующая культурная парадигма. Многослойная творческая среда имощнейшая интеллектуальная традиция делают данное место весьма перспективным в качестве месторождения нового направления в искусстве. Для меня это единственно возможное рабочее пространство. В то же время условия жизни здесь, в мегаполисе, непригодны для здоровья, особенно для детей, а поскольку у меня трое детей, рожденных в воду, то вполне понятно мое стремление переселиться обратно в Одессу, к источнику информации — морю.
Что революционного в паттернизме? В каком тупике, на Ваш взгляд, находится современное искусство?
Паттернизм — не революционное, а эволюционное направление в искусстве, на новом витке возвращающее нас кпонятию нарратива, повествования. Столетие назад модернизм, отказываясь от литературности и иллюстративности, отверг и повествовательность. Вместе с водой из корыта выплеснули и ребенка. В результате, современное искусство, исчерпав импульс авангарда, выхолостилось и выродилось в арт—дизайн, стало просто рыночной продукцией, губкой для отмывания денег. Только создание понятного всем семицентрического языка будущего, в коем смыслы передаются через образы и паттерны, обеспечивающие повествовательность, и нет противоречий между этикой и эстетикой, может вывести искусство из тупика бесцельности существования и направить его на путь развития. Такой процесс происходит посредством восстановления древнего сакрального языка гадания и откровения.



Паттернизм определяет качество произведения по трем критериям: повествовательность, содержательность и занимательность. Ваши работы на недавней выставке в галерее RuArts — например, раскадровка про Красную Шапочку или Зайца и Волка из «Ну, погоди!» — соответствуют этим задачам. Художник обязательно должен рассказывать историю, картина должна порождать образы, а не быть статичной, так?
Содержательность, занимательность, увлекательность — критерии повествовательности. В целом, эти термины навеяны миром кино, в коем все время его существования шел поиск первоэлементов визуально-образного языка. Весть — его название, в котором сохраняется целомудрие смысла, а именно отсутствие различия означающих и означаемых, единство передающего информацию образа, погруженного в ситуативный контекст.
Есть ли сегодня меценаты в искусстве?
Меценат — реальная фигура, возникшая в античном обществе, где статус художника и, вообще, творческого человека был сакральным, как статус священнослужителя Аполлона и Муз. К сожалению, по историческим причинам мы находимся далеко даже от этого, вовсе не идеального состояния. Необходимо сейчас повышать статус творческих людей, мастеров и людей знания до высочайшего положения в цивилизации будущего (надеюсь, недалекого).
Быть индивидуальностью в наше время — это хорошо? Безумие в хорошем смысле — это что?
Только расширение восприятия и трансперсональный опыт сознания могут вывести нас из эволюционного тупика технотронной цивилизации к новому эволюционному витку развития, прежде всего, реализации заложенных внас, как программы, потенций и возможностей, непостижимых для современного человека. А индивидуальность сбезумием— две стороны одной монеты, которую приходится платить за эволюцию. Но будущее уже здесь и теперь! Вбудущем человечество избавится от этой необходимости.

The Directory
Marimba Plus
Marimba Plus вот уже около 20 лет удивляет публику своим неповторимым стилем. Имея богатейший опыт, музыканты неизменно создают что-то новое, и каждый альбом – как открытие, откровение. Каждый концерт группа играет так, словно перелистывает страницу и пишет историю заново.
Азино777: как играть на деньги?
В интернете найти способ заработка довольно легко. Расположившись за компьютером или любым мобильным гаджетом, человек получает доступ к колоссальнейшему выборы площадок и проектов, на которых за свои знания, навыки или, даже некоторые, несложные манипуляции можно получать большие деньги.
Неделя моды в Москве: мода будущего уже сегодня
С 24 по 29 октября в Гостином дворе пройдет 38-я «Неделя моды в Москве. Сделано в России», организатором которой выступает Ассоциация Высокой моды и Прет-а-порте при поддержке МИНПРОМТОРГ России.
Цветные сны с новой коллекцией одежды для сна ТВОЕ+Looney Tunes
Бренд одежды ТВОЕ выпустил коллекцию пижам и ночных сорочек для девушек с изображениями всеми любимых мультипликационных персонажей Looney Tunes.
Bikers Brothers Festival 2018
Событие лета - мотофестиваль «Bikers Brothers Festival 2018».
Широкоформатная печать
Широкоформатная печать — один из основных видов работ, выполняемых типографиями по заказу клиента. За такой услугой обращаются, в основном, предприниматели и рекламные агентства. Под широкоформатной печатью подразумевается создание баннеров, рекламных плакатов, растяжек, другой маркетинговой продукции.
Премьера мюзикла «Мечтатели»
8 и 9 апреля состоится премьера мюзикла «Мечтатели». Этот яркий спектакль - лучший способ вернуть детей из виртуального мира в реальность! Это увлекательная музыкальная сказка для семейного просмотра, в которой каждый узнает себя – и дети, и родители!
Citic Hotel Boracay
Счастье - это вдохновение!
Группа INIMA
Алина Забродина, Карина Притченко и Анастасия Бажукова с раннего детства увлекались пением. Девушки обладают прекрасными голосами, именно талант и целеустремленность привели их в мир шоу-бизнеса.
Роза Хутор
Рекорды BoogelWoogel-2019: в капитанских спусках на Роза Хутор приняли участие более 1500 райдеров со всего мира и российские звезды
©2018 Радиус Города