Сергей Ануфриев: «Необходимо повышать статус творческих людей!»

№12(79), декабрь 2011
Ирина Истринская
Художник Сергей Ануфриев о жизни в Киеве, Одессе и Москве, своей семье, настоящих меценатах, а также изобретенном им направлении в искусстве – паттернизме.
Сергей, Вы родились и выросли в семье художников. Расскажите какую—нибудь яркую историю из вашей совместной жизни.
Мои далекие предки — итальянские масоны из Милана, построившие в XV веке нынешний Московский Кремль и поселившиеся в Немецкой слободе, на улице Басманной, где и поныне живет мой дядя. В Одессе я родился случайно, мама хотела родить меня в Крыму, прямо в Черное море, но не успела, и я появился на свет в роддоме № 1 г. Одессы. Жили мы недалеко, на Польской, рядом с синагогой, в коммуналке, где в нашей комнате собирался тогдашний андерграунд.

Когда мать принесла меня из роддома домой, папа писал картину, ничего не воспринимая вокруг. Находясь вдрайве живописного процесса, экспрессивного, пастозного и корпусного, папа забывал об окружающем мире ипорой даже падал в обморок от истощения. Мама подошла к мольберту со мной, завернутым в пеленку, а папа, не видя меня и думая, что мама поднесла ему тряпку, вытер об меня кисти. Запах масла и разбавителя с тех пор для меня первичнее материнского молока (у мамы после родов оно пропало, и меня кормили детским питанием). Две недели от роду я летел на самолете в Москву к деду ибабушке, а в месяц — уже летел в Крым, где у мамы была путевка в санаторий. Мы отдыхали по соседству с правительственным санаторием, где в это время находился Н.С. Хрущев, которого как раз собирались смещать с поста. Не зная об этом, он беззаботно гулял по дорожкам санатория и как—то раз наткнулся на мою маму, попавшую сюда через дыру в заборе. Никита Сергеевич был очарован красотой моей матушки (похожей на Нефертити), заигрывая с нею, он взял меня на руки и сказал мне: «А ты—то, малыш, уже при коммунизме будешь жить!» Странно, но это обещание сбылось. Я, в самом деле, всю свою жизнь провел при коммунизме, резко выделяясь среди окружающих, живущих в рабовладельческом строе (по—разному называемом).

Расскажите о себе. Что Вы за человек?
Получив двойное образование (кроме школьного, еще и домашнее, где европейское знание сочеталось с ведическим) и воспитание, направленное на развитие творческих способностей, я с возрастом заметил, что мой жизненный опыт приобретает направленность, уводящую меня все дальше от соответствия тому, что обычно называется «человек». Сейчас я не могу ответить на вопрос о характере и свойствах континуума, который я представляю в качестве среды обитания моей души. Единственное, с чем я приблизительно отождествляюсь— это бессмертная душа, осваивающая возможности нынешнего воплощения. Тело — это данное взаймы средство передвижения, что, конечно, является роскошью. Поэтому пользователь может быть каким угодно, в зависимости от ситуации. В этом поле превращений на стезе совершенствования можно с уверенностью говорить лишь о наличии харизмы, остальные дефиниции проблематичны.
Вы живете в Киеве, Одессе и Москве. Что для Вас — каждый из этих городов?
Оптимальным для меня является Киев, его энергетика соответствует мне, восполняя недостаток витальности и чувственности, наполняя иррационально—мистическим ощущением и, в целом, жизнерадостностью.



К сожалению, тут отсутствует интеллектуальная среда ипонимание сути современного искусства. Здешняя культура не прошла стадию концептуализма. Это не дает ей возможности развиваться дальше, и потому она может легко стать жертвой рынка и культурной колонией Запада.

Одесса — мой родной город, вскормивший меня и вырастивший, прекрасен, как дивный сон, в то же время, как сон, нереален. Это — Потемкинская деревня, декорация, сцена, где все ненастоящее, вымышленное, где невозможна подлинная жизнь, а можно только играть в жизнь. У меня часто появляется ощущение, что судьба здесь утекает сквозь пальцы, уходя в песок, из коего построен город. И лишь море, всеобъятное море, спасает ситуацию.

Москва обладает культурным уровнем, на котором происходит эволюционное развитие искусства, где возможен самый смелый эксперимент и обнаружение новых эстетических горизонтов, где сейчас формируется следующая культурная парадигма. Многослойная творческая среда имощнейшая интеллектуальная традиция делают данное место весьма перспективным в качестве месторождения нового направления в искусстве. Для меня это единственно возможное рабочее пространство. В то же время условия жизни здесь, в мегаполисе, непригодны для здоровья, особенно для детей, а поскольку у меня трое детей, рожденных в воду, то вполне понятно мое стремление переселиться обратно в Одессу, к источнику информации — морю.
Что революционного в паттернизме? В каком тупике, на Ваш взгляд, находится современное искусство?
Паттернизм — не революционное, а эволюционное направление в искусстве, на новом витке возвращающее нас кпонятию нарратива, повествования. Столетие назад модернизм, отказываясь от литературности и иллюстративности, отверг и повествовательность. Вместе с водой из корыта выплеснули и ребенка. В результате, современное искусство, исчерпав импульс авангарда, выхолостилось и выродилось в арт—дизайн, стало просто рыночной продукцией, губкой для отмывания денег. Только создание понятного всем семицентрического языка будущего, в коем смыслы передаются через образы и паттерны, обеспечивающие повествовательность, и нет противоречий между этикой и эстетикой, может вывести искусство из тупика бесцельности существования и направить его на путь развития. Такой процесс происходит посредством восстановления древнего сакрального языка гадания и откровения.



Паттернизм определяет качество произведения по трем критериям: повествовательность, содержательность и занимательность. Ваши работы на недавней выставке в галерее RuArts — например, раскадровка про Красную Шапочку или Зайца и Волка из «Ну, погоди!» — соответствуют этим задачам. Художник обязательно должен рассказывать историю, картина должна порождать образы, а не быть статичной, так?
Содержательность, занимательность, увлекательность — критерии повествовательности. В целом, эти термины навеяны миром кино, в коем все время его существования шел поиск первоэлементов визуально-образного языка. Весть — его название, в котором сохраняется целомудрие смысла, а именно отсутствие различия означающих и означаемых, единство передающего информацию образа, погруженного в ситуативный контекст.
Есть ли сегодня меценаты в искусстве?
Меценат — реальная фигура, возникшая в античном обществе, где статус художника и, вообще, творческого человека был сакральным, как статус священнослужителя Аполлона и Муз. К сожалению, по историческим причинам мы находимся далеко даже от этого, вовсе не идеального состояния. Необходимо сейчас повышать статус творческих людей, мастеров и людей знания до высочайшего положения в цивилизации будущего (надеюсь, недалекого).
Быть индивидуальностью в наше время — это хорошо? Безумие в хорошем смысле — это что?
Только расширение восприятия и трансперсональный опыт сознания могут вывести нас из эволюционного тупика технотронной цивилизации к новому эволюционному витку развития, прежде всего, реализации заложенных внас, как программы, потенций и возможностей, непостижимых для современного человека. А индивидуальность сбезумием— две стороны одной монеты, которую приходится платить за эволюцию. Но будущее уже здесь и теперь! Вбудущем человечество избавится от этой необходимости.

The Directory
Imperialis Orchestra исполнит Pink Floyd и Led Zeppelin
Компания «Новая Русская Классика» подготовила грандиозный подарок всем поклонникам классического британского рока – мультимедийный проект «ИМПЕРИЯ РОКА».
Российские знаменитости и пользователи Сети создали совместный клип ко Дню Победы
К 75-летию Победы российский боец Сергей Харитонов, певец Владимир Левкин, известные люди искусства, блогеры и дети поддержали трогательный челлендж. Его участники зачитали строки стихотворения поэтессы из Екатеринбурга, посвященные павшим воинам.
Сергей Эфрон презентовал клип «На нервах»
Сегодня автор и исполнитель песен Сергей Эфрон опубликовал на своем официальном YouTube канале клип на песню «На нервах»
Премия ROYAL RUSSIAN AWARDS
Названы лучшие московские рестораны по версии престижной ресторанной премии ROYAL RUSSIAN AWARDS
Встречаем осень в ТВОЕ с любимыми героями
Москва, сентябрь 2016 года:Бренд одежды ТВОЕ совместно с Adventure time выпустили новую коллекцию для детей, в которую вошли футболки, свитшоты и костюмы с неразлучной парочкой – Финном
KAZNA
Экс-солистка группы «ВИА Гра» поздравила с выходом клипа певицу KAZNA
THE FASHION HOME & INTERIORS AWARDS
В Москве прошла вторая международная премия THE FASHION HOME & INTERIORS AWARDS
Как избавиться от бессонницы
Недостаток сна негативно влияет на многие сферы нашей жизни. Но, самое страшное то, что это разрушает наше здоровье и в долгосрочной перспективе может привести к развитию различных серьезных заболеваний. 
Настоящий «GREEK БУЗУКИ» в Москве
1 июня 2018 года благотворительный фонд «МИССИЯ» совместно с Finparty, российским порталом для деловой и финансовой элиты, организуют благотворительную вечеринку «Greek Бузуки».
«Талант» нашёл своих первых победителей!
27 ноября в Культурном центре «Рублево» состоялся конкурс эстрадного искусства «Талант-Эстрада» в рамках проекта «Талант» среди вокалистов и танцоров.
©2018 Радиус Города