Сергей Ануфриев: «Необходимо повышать статус творческих людей!»

№12(79), декабрь 2011
Ирина Истринская
Художник Сергей Ануфриев о жизни в Киеве, Одессе и Москве, своей семье, настоящих меценатах, а также изобретенном им направлении в искусстве – паттернизме.
Сергей, Вы родились и выросли в семье художников. Расскажите какую—нибудь яркую историю из вашей совместной жизни.
Мои далекие предки — итальянские масоны из Милана, построившие в XV веке нынешний Московский Кремль и поселившиеся в Немецкой слободе, на улице Басманной, где и поныне живет мой дядя. В Одессе я родился случайно, мама хотела родить меня в Крыму, прямо в Черное море, но не успела, и я появился на свет в роддоме № 1 г. Одессы. Жили мы недалеко, на Польской, рядом с синагогой, в коммуналке, где в нашей комнате собирался тогдашний андерграунд.

Когда мать принесла меня из роддома домой, папа писал картину, ничего не воспринимая вокруг. Находясь вдрайве живописного процесса, экспрессивного, пастозного и корпусного, папа забывал об окружающем мире ипорой даже падал в обморок от истощения. Мама подошла к мольберту со мной, завернутым в пеленку, а папа, не видя меня и думая, что мама поднесла ему тряпку, вытер об меня кисти. Запах масла и разбавителя с тех пор для меня первичнее материнского молока (у мамы после родов оно пропало, и меня кормили детским питанием). Две недели от роду я летел на самолете в Москву к деду ибабушке, а в месяц — уже летел в Крым, где у мамы была путевка в санаторий. Мы отдыхали по соседству с правительственным санаторием, где в это время находился Н.С. Хрущев, которого как раз собирались смещать с поста. Не зная об этом, он беззаботно гулял по дорожкам санатория и как—то раз наткнулся на мою маму, попавшую сюда через дыру в заборе. Никита Сергеевич был очарован красотой моей матушки (похожей на Нефертити), заигрывая с нею, он взял меня на руки и сказал мне: «А ты—то, малыш, уже при коммунизме будешь жить!» Странно, но это обещание сбылось. Я, в самом деле, всю свою жизнь провел при коммунизме, резко выделяясь среди окружающих, живущих в рабовладельческом строе (по—разному называемом).

Расскажите о себе. Что Вы за человек?
Получив двойное образование (кроме школьного, еще и домашнее, где европейское знание сочеталось с ведическим) и воспитание, направленное на развитие творческих способностей, я с возрастом заметил, что мой жизненный опыт приобретает направленность, уводящую меня все дальше от соответствия тому, что обычно называется «человек». Сейчас я не могу ответить на вопрос о характере и свойствах континуума, который я представляю в качестве среды обитания моей души. Единственное, с чем я приблизительно отождествляюсь— это бессмертная душа, осваивающая возможности нынешнего воплощения. Тело — это данное взаймы средство передвижения, что, конечно, является роскошью. Поэтому пользователь может быть каким угодно, в зависимости от ситуации. В этом поле превращений на стезе совершенствования можно с уверенностью говорить лишь о наличии харизмы, остальные дефиниции проблематичны.
Вы живете в Киеве, Одессе и Москве. Что для Вас — каждый из этих городов?
Оптимальным для меня является Киев, его энергетика соответствует мне, восполняя недостаток витальности и чувственности, наполняя иррационально—мистическим ощущением и, в целом, жизнерадостностью.



К сожалению, тут отсутствует интеллектуальная среда ипонимание сути современного искусства. Здешняя культура не прошла стадию концептуализма. Это не дает ей возможности развиваться дальше, и потому она может легко стать жертвой рынка и культурной колонией Запада.

Одесса — мой родной город, вскормивший меня и вырастивший, прекрасен, как дивный сон, в то же время, как сон, нереален. Это — Потемкинская деревня, декорация, сцена, где все ненастоящее, вымышленное, где невозможна подлинная жизнь, а можно только играть в жизнь. У меня часто появляется ощущение, что судьба здесь утекает сквозь пальцы, уходя в песок, из коего построен город. И лишь море, всеобъятное море, спасает ситуацию.

Москва обладает культурным уровнем, на котором происходит эволюционное развитие искусства, где возможен самый смелый эксперимент и обнаружение новых эстетических горизонтов, где сейчас формируется следующая культурная парадигма. Многослойная творческая среда имощнейшая интеллектуальная традиция делают данное место весьма перспективным в качестве месторождения нового направления в искусстве. Для меня это единственно возможное рабочее пространство. В то же время условия жизни здесь, в мегаполисе, непригодны для здоровья, особенно для детей, а поскольку у меня трое детей, рожденных в воду, то вполне понятно мое стремление переселиться обратно в Одессу, к источнику информации — морю.
Что революционного в паттернизме? В каком тупике, на Ваш взгляд, находится современное искусство?
Паттернизм — не революционное, а эволюционное направление в искусстве, на новом витке возвращающее нас кпонятию нарратива, повествования. Столетие назад модернизм, отказываясь от литературности и иллюстративности, отверг и повествовательность. Вместе с водой из корыта выплеснули и ребенка. В результате, современное искусство, исчерпав импульс авангарда, выхолостилось и выродилось в арт—дизайн, стало просто рыночной продукцией, губкой для отмывания денег. Только создание понятного всем семицентрического языка будущего, в коем смыслы передаются через образы и паттерны, обеспечивающие повествовательность, и нет противоречий между этикой и эстетикой, может вывести искусство из тупика бесцельности существования и направить его на путь развития. Такой процесс происходит посредством восстановления древнего сакрального языка гадания и откровения.



Паттернизм определяет качество произведения по трем критериям: повествовательность, содержательность и занимательность. Ваши работы на недавней выставке в галерее RuArts — например, раскадровка про Красную Шапочку или Зайца и Волка из «Ну, погоди!» — соответствуют этим задачам. Художник обязательно должен рассказывать историю, картина должна порождать образы, а не быть статичной, так?
Содержательность, занимательность, увлекательность — критерии повествовательности. В целом, эти термины навеяны миром кино, в коем все время его существования шел поиск первоэлементов визуально-образного языка. Весть — его название, в котором сохраняется целомудрие смысла, а именно отсутствие различия означающих и означаемых, единство передающего информацию образа, погруженного в ситуативный контекст.
Есть ли сегодня меценаты в искусстве?
Меценат — реальная фигура, возникшая в античном обществе, где статус художника и, вообще, творческого человека был сакральным, как статус священнослужителя Аполлона и Муз. К сожалению, по историческим причинам мы находимся далеко даже от этого, вовсе не идеального состояния. Необходимо сейчас повышать статус творческих людей, мастеров и людей знания до высочайшего положения в цивилизации будущего (надеюсь, недалекого).
Быть индивидуальностью в наше время — это хорошо? Безумие в хорошем смысле — это что?
Только расширение восприятия и трансперсональный опыт сознания могут вывести нас из эволюционного тупика технотронной цивилизации к новому эволюционному витку развития, прежде всего, реализации заложенных внас, как программы, потенций и возможностей, непостижимых для современного человека. А индивидуальность сбезумием— две стороны одной монеты, которую приходится платить за эволюцию. Но будущее уже здесь и теперь! Вбудущем человечество избавится от этой необходимости.

The Directory
Marianna Mira
Marianna Mira – певица, поражающая не только вокальными данными, но и уверенной жизненной позицией. Она стремится к концептуальности, пытаясь воодушевить людей на новые свершения своим творчеством. Marianna с детства увлекалась пением: в раннем возрасте она пела в главном хоре телевидения и радиовещания. Главным вдохновителем для нее стал отец – гитарист и мечтатель, он открыл своей дочери красоту и безграничность музыки. Переосмыслять трудности – жизненное кредо этой хрупкой девушки, внутри которой бушуют сумасшедший темперамент и желание доказать слушателям безграничность человеческой энергии.
Большая круговая дегустация GRAPE
…Почти 2 000 бутылок вина и шампанского, более 1000 гостей, тонна льда для охлаждения вина и напитков, разнообразная фуршетная линия из множества видов закусок и 7 часов дегустационного нон-стопа.
Россия глазами француженки
В декабре в пространстве Studio 77 на территории Трехгорной мануфактуры открылась выставка фотоколлажных работ «Россия глазами француженки» художницы-дизайнера Патрисии Дер Мегредитчан-Шабо. Продлилась она до середины января
Александр Осипов
Один из наиболее ярких дизайнеров современности, предлагающий абсолютно новое направление оформления интерьеров.
Дарья Погодина
Дарья Погодина предстала в неожиданном образе в фильме «Кафе мертвых поэтов»
«Моби Дик»: вначале были рок и слово…
От создателей мюзикла «Тодд»
Tour 10
8-9 августа в Целеево Гольф и Поло Клубе состоялись соревнования по гольфу российского объединения гольфистов-любителей «Тур Десяти», официальным партнером которого в текущем сезоне выступает бренд автомобилей премиум-класса Genesis.
Bikers Brothers Festival 2018
Событие лета - мотофестиваль «Bikers Brothers Festival 2018».
Ева и Николай
В последние выходные апреля в загсе «Барвиха Luxury Village» состоялась регистрация брака двух творческих людей: певицы, актрисы, участницы «Фабрики звезд-4» Евы Бристоль и актера, певца и саунд-продюсера Николая Демидова. На росписи присутствовали родные и близкие друзья молодоженов. Специально для журнала «Радиус города» артисты согласились на эксклюзивное интервью.
Наз Маер
Дизайнер Наз Маер представил новую коллекцию вечерних платьев «Mанифик 2023»
©2018 Радиус Города