Серебро одинокого голоса. Ксения Полтева.

№4(22), апрель 2007
В. Григорьев
Хрупкость и грация, красота и обаяние, проникновенное исполнительское дарование и душевный лиризм сплелись воедино в этой очаровательной женщине, имя которой Ксения Полтева.
Сочный, чарующий вокал, объемность поэтической культуры, очарование личности и классическая изысканность сценического образа — все это непостижимо сочетает в себе автор и исполнитель собственных песен — Ксения Полтева.

Что помогает Вам в наше эстетически постное время писать стихи, музыку, песни?

Спонсоры. Ну почему наше время «эстетически постное»? И почему писать песни сейчас должно быть трудно? Это не так. Каждый год появляется масса новых авторов, можно услышать много нового и хорошего.
Фридрих Ницше задавался вопросом: «Злые народы не поют песен. Почему же у русских людей такие красивые песни?»
А разве русские — злые люди? Если на то пошло, что мы можем сказать о красоте швейцарских песен? Боюсь, Ницше просто был не в духе, когда писал это. Или был нездоров. Федор Михайлович Достоевский утверждал, что «Красота спасет мир».
Как Вы думаете, мы уже живем в этом мире, спасенном красотой, или нам надо еще подождать какое-то время?
Если я правильно поняла слова Федора Михайловича, подождать надо примерно до Страшного суда. Тогда-то все и выяснится.
Анна Ахматова написала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...» Из какого сора произрастают стихи Ксении Полтевой?

Из радиоактивных отходов. XXI век на дворе. Сор у всех примерно одинаковый. Не у всех из него стихи растут. Так что весь секрет не в соре. Может быть, дело в том, чем поливать?
Что для Вас было вначале: слово или музыка?
Песни должны возникать внутри тебя, сразу, целиком, одновременно. Воплощение текста или музыки на бумаге, в звуке может быть неодновременным. Но это уже проблема нехватки таланта или технического мастерства. По разному бывает. Можно услышать музыку в стихах. Можно услышать стихи в музыке. Есть примеры прекрасных песен, написанных «на рыбу». Но, конечно, для этого уже гений нужен.
Вы согласны с утверждением Пушкина: «Из наслаждений жизни — одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия»?
Полагаю, это все очень субъективные вещи. Наверняка у разных людей эндорфины сильнее вырабатываются от разных раздражителей.
Подтвердите или опровергните соображение Александра Сергеевича: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Мне кажется, одно другому не противоречит. Во всяком случае, за «безотчетное отторжение» мне хотелось бы заступиться. В конце концов, два безотчетно отторгаемых оборота могут быть вполне соразмерны и сообразны между собой. Но вкупе так и не стать образцом вкуса.
Какой смысл вкладываете Вы в понятие «истинный вкус»?
Нравится — не нравится. Считаю, что любая идеология в этом вопросе — уже маркетинг.
У Вас есть учителя в поэзии, музыке?
На уровне отношений «педагог-ученик» едва ли. Но влияний, в том числе и неосознанных, было очень много. Но мне кажется, надо разграничить подражание как копирование удачных приемов, проецирующих успех оригинала на работы последователей, и подражание, как освоение языка великих предшественников. Такое освоение дает всякому пишущему некое начало координат, отправную точку. Которая может непосредственно послужить фундаментом для новых стихов в русле существующей традиции. А может лечь в основу полемики, отрицания этой традиции, ведущего к созданию нового в поэтическом языке. Исчерпание возможностей существующей поэтической техники — необходимая часть жизни поэзии, необходимый залог возникновения нового. Бродский огромен. И русская поэзия придет к «взрыву сверхновой», только обжив стилистику Бродского, сделав ее общим местом. Как когда-то сделала общим местом стилистику Пушкина.
В Вашей поэзии ни одна строчка не говорит о трагедии. В Вашей исполнительской манере ни один мускул, ни один жест не выдают трагизма жизни. У настоящих поэтов так не бывает. Это — сознательный выбор?
Вопрос в том, что понимать под трагедией. Если конфликт страстей и реальности, то, на мой взгляд, признание реальности еще не подразумевает ее принятия. Впрочем, как и признание страстей. Вообще готовность осмысливать происходящее вовсе не означает ни согласия с ним, ни даже готовности к такому согласию. А вот отказ от какой-то сложившейся «трагической» специфической лексики, фразеологии, системы образов, как минимум допустим в качестве эксперимента. Да, дождь плачет, лист вянет, а ветер воет, но то, что мы называем трагедией, возможно и в мире, где нет ни дождя, ни листа, ни ветра. Вообще есть разные средства для выражения трагического. Древнегреческие актеры, к примеру, не пользовались собственной мимикой. На них были надеты неподвижные маски.
Есть ли произведения в русской литературе, которые Вы не принимаете «всеми фибрами души»? Например, Ахматова люто огрызалась на роман «Анна Каренина». Почему бы это?

Ксения Полтева

Если верить Александру Кушнеру, Ахматова сопоставляла себя с героиней романа Толстого. Но едва ли нам дано узнать, какие основания у нее для этого были. Все-таки есть вещи, в которых человек даже сам себе не отдает отчета. Книги, которые раздражают, действительно встречаются. Меня, например, Сорокин раздражает. Но это не означает, что его книги непременно дурны. «Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ».
Ваши песни будут петь в народе? Актуальна ли тема «народ и народность» для Вас? Почему в русском народе не поют песни на слова Ахматовой или Мандельштама?
Мое мнение: дело в лексике. Система распознавания «свой-чужой» срабатывает на основе сравнения словарей. Естественно, себя не переделаешь, и «народней», чем есть, не станешь.
Ваше отношение к декларации Иосифа Бродского: «Презренье к ближнему у нюхающих розы не лучше, но честней гражданской позы». Для Вас есть понятие «ближнего своего»? Кто входит в этот круг?
Если я правильно понимаю Бродского, он иронизирует над известной разновидностью революционного лицемерия. Мне не приходилось вращаться в кругах преобразователей общества, но Бродскому готова поверить. Он ведь не одинок. Вспомним «наших» у Достоевского. Или Че Гевару как кумира портфельных инвесторов у Пелевина. А «ближние» не равно «близким». Ближние, на самом деле — это вообще все ныне живущие. Те, с кем находишься в одной лодке, с которыми в любой момент можешь разделить их судьбу.
В одном из интервью Вы сказали, что Владимир Высоцкий внес в авторское исполнение мужское начало. А вы собираетесь вносить в него женское начало?
Мне кажется, невозможно сознательно внести во что-то какое-либо начало. Это не может быть заданным действием.Так вышло, что Высоцкий был мужествен, и это проявилось в его песнях. По-настоящему женственные авторы-исполнители песен, кстати, встречаются. Даже среди мужчин.
На Вашем концерте я уловил в напряженности и рисунке вашей фигуры что-то от «французского воробышка» — Эдит Пиаф, а в работе и жесте рук — от «русского Пьеро» — Александра Вертинского? Как Вы работаете над своим образом?
Пиаф и Вертинский — «они, если честно…» На самом деле, я не видела выступлений Пиаф и Вертинского. Они умерли задолго до моего рождения. И, наверное, не так много съемок их выступлений доступны. В любом случае, запись не может полностью передать человека. Сознательного копирования чьих-то жестов с моей стороны нет. Стоишь, движешься так, как привык, как тебе удобно.
Как динамично складывается Ваша концертная деятельность?
Вряд ли можно говорить об очень насыщенном графике концертных выступлений, как у профессионального артиста, для которого концерты — основной хлеб. Такая работа не оставила бы места для чего-либо другого.
Что Вы ждете от вашей публики? Чем отличается Ваша аудитория в Москве от других уголков России, где Вы бываете?
Аудитория не зависит от города. Она просто бывает разная. Получаешь разное понимание, разную эмоциональную отдачу от выступлений. Но это не зависит от географии. Скорее, от истории. Или биологии.
Олег Митяев о Вас сказал: «Ей (то есть, Вам) приходится рассчитывать на 8% населения. Значит, она должна либо писать конъюнктурно, либо бедствовать». Вы определились с выбором?
Устами бы Олега да мед пить. 8% — это колоссальная доля рынка. Чудовищно огромная. В России это было бы 10-15 миллионов слушателей. Если бы было так, бедствовать точно не пришлось бы.
Почему Вы отказались от личного выступления с гитарой и перепоручили акустику Роману Филиппову?
Гитара портит фигуру. Закрывает талию. А если серьезно, то всякому человеку положен свой предел. И на определенном этапе работы я поняла, что мои возможности как аккомпаниатора ограничивают дальнейшее движение вперед. И если придет человек, великолепно владеющий инструментом, это позволит прийти к новому звуку, гораздо более точному и чистому.
Расскажите самую изящную легенду о Вас ваших поклонников.
Про меня разное говорят. Например, что в реальности я лет на 5 старше, чем везде указываю, и что у меня два паспорта. Не знаю, насколько это изящно. Наверное, хорошо, что я не все, произносимое обо мне, слышу.
У многих вызывает недоумение Ваша двойная фамилия: Альтерман-Полтева. Если здесь нет личной или семейной тайны, пролейте свет, внесите ясность...
Будем считать, что Полтева — это alter ego Альтерман. Альтерман — фамилия моей бабушки по отцовской линии, Ремиры Леонидовны.
Каким было Ваше детство? Памятуя об ахматовском: «И никакого розового детства...»
Пожалуй, «розовым» я бы свое детство тоже не назвала. Нормальное было детство. Хорошее.
Дипломатический работник и исполнитель лирических песен... Все гармонично и органично?
В силу специализации я — не дипломатический работник. Философ. «Свободный художник и холодный философ».
Хотели бы Вы сняться в художественном фильме?
Не знаю. Мне кажется, сниматься в кино очень трудно. Да, и там необходимо подчиняться командам режиссера. Нет, я бы не смогла. Ни в коем случае.
Вы желаете большего в своей карьере автора-исполнителя?
Быть услышанной важнее, чем формальная карьера.
Вы уже выпустили дебютный альбом «Чайки Клода Моне». Вы – поклонница французских импрессионистов, как надо понимать из названия альбома?
Да, а после альбома «Чайки Клода Моне» уже вышел сингл «2/3 мира», в котором я выступила за передел территорий посредством новой империалистической войны. И альбом «Плюсы и минусы». Об «электротехнике». «Чайки Клода Моне» Льва Болдова — очень красивое стихотворение, и песню на него я очень люблю. Поэтому и назвала по ней альбом.
Вы собираетесь порадовать новым альбомом почитателей Вашего таланта?
«Плюсы и минусы» только что переизданы «Московскими окнами». О следующем альбоме, вероятно, пора будет думать в середине лета.
Композиция «Ксюшя Полтива» — весьма лихая и поэтическая забава. Что это, начало иконографии?
Не думаю. Я просто пошутила. На мой взгляд, довольно мягко.
Как складываются Ваши отношения с коллегами по авторскому исполнению? Назовите интересные, на Ваш взыскательный вкус, имена, к которым есть смысл присмотреться и прислушаться?
Конечно, с разными людьми и отношения разные. Со многими выступаем вместе. Аккомпанирующий мне на концертах Роман Филиппов — великолепный автор. За последний год у меня были совместные концерты со многими коллегами. Алина Симонова, Кира Малыгина, Люба Хорева, Таня Пучко, Дима Вагин, Никита Дорофеев, Альберт Дубиков.
Ожидает ли Россию если не русское культурное Возрождение, то хотя бы культурный Ренессанс в новом, XXI веке?
Сначала должно быть средневековье, мракобесие, инквизиция, потом Ренессанс. Это закон природы. По-другому не может быть. А в России пока вроде бы все не так мрачно. Пока.
Любимый уголок Москвы Вашего детства. Трогательный эпизод...?
Нескучный сад. Рядом с ним была школа, в которой я училась. Трогательный эпизод? Да я была девочка тихая, никого не трогала.
Любимая Москва сегодняшней Ксении Полтевой?
Настоящая любовь возникает, когда узнаешь не вширь, а вглубь. Конечно, самое дорогое — это какие-то уголки города, связанные с детством. К сожалению, не получается там часто бывать.

The Directory
Фестиваль #ПАНЧЛАЙН пройдет в Москве с 23 по 27 августа
С 23 по 27 августа в 15 клубах центра столицы пройдет фестиваль комедии #ПАНЧЛАЙН и соберет 17 000 зрителей. Столько суммарно вмещают в себя площадки фестиваля, но кроме того будет вестись прямая трансляция во ВКонтакте, которая планирует собрать порядка 10 миллионов зрителей.
Сергей Вольный и НАСТАСИЯ «Несольный концерт 2»
19 апреля 2017 года в 19.30 в Джаз-клубе «Кино» состоится «Несольный концерт 2» авторов-исполнителей Сергея Вольного и НАСТАСИИ. Это совместное мероприятие двух разноплановых артистов, которые объединили свои сольные выступления в один большой концерт и собираются устроить настоящий праздник поклонникам, друзьям и коллегам по творческому цеху.
Ева и Николай
В последние выходные апреля в загсе «Барвиха Luxury Village» состоялась регистрация брака двух творческих людей: певицы, актрисы, участницы «Фабрики звезд-4» Евы Бристоль и актера, певца и саунд-продюсера Николая Демидова. На росписи присутствовали родные и близкие друзья молодоженов. Специально для журнала «Радиус города» артисты согласились на эксклюзивное интервью.
Цветные сны с новой коллекцией одежды для сна ТВОЕ+Looney Tunes
Бренд одежды ТВОЕ выпустил коллекцию пижам и ночных сорочек для девушек с изображениями всеми любимых мультипликационных персонажей Looney Tunes.
Юта
Юта провела генеральную репетицию юбилейного концерта
Русская Баба-Яга стала настоящим открытием Miami Art Week 2017
Впервые национальный русский сказочный герой был представлен на выставке современного искусства в рамках престижного ежегодного события Miami Art Week (Майами, США, 6-10 декабря 2017 года).
FollowTheFabrika
FollowTheFabrika этап I.VI
MOSCOW CLASSIC GRAND PRIX’ 2017
Международный автомобильный фестиваль Moscow Classic Grand Prix `2017 уже скоро! 12 июня ждем всех желающих на гоночной трассе Moscow Raceway. В этот день в рамках фестиваля стартует 1-й этап ежегодного кольцевого чемпионата на классических автомобилях с одноименным названием. Организатор фестиваля – компания «Старое Время».
Алиса Лобанова
Вице-президент группы компаний САКС, учредитель федеральной розничной сети магазинов детских игрушек, генеральный директор ООО «Складские Инвестиции», ООО «Сакс Принт», основатель благотворительного проекта «Поделись ДоброТОЙ», общественный деятель, художник.
Россия глазами француженки
В декабре в пространстве Studio 77 на территории Трехгорной мануфактуры открылась выставка фотоколлажных работ «Россия глазами француженки» художницы-дизайнера Патрисии Дер Мегредитчан-Шабо. Продлилась она до середины января
©2018 Радиус Города