Серебро одинокого голоса. Ксения Полтева.

№4(22), апрель 2007
В. Григорьев
Хрупкость и грация, красота и обаяние, проникновенное исполнительское дарование и душевный лиризм сплелись воедино в этой очаровательной женщине, имя которой Ксения Полтева.
Сочный, чарующий вокал, объемность поэтической культуры, очарование личности и классическая изысканность сценического образа — все это непостижимо сочетает в себе автор и исполнитель собственных песен — Ксения Полтева.

Что помогает Вам в наше эстетически постное время писать стихи, музыку, песни?

Спонсоры. Ну почему наше время «эстетически постное»? И почему писать песни сейчас должно быть трудно? Это не так. Каждый год появляется масса новых авторов, можно услышать много нового и хорошего.
Фридрих Ницше задавался вопросом: «Злые народы не поют песен. Почему же у русских людей такие красивые песни?»
А разве русские — злые люди? Если на то пошло, что мы можем сказать о красоте швейцарских песен? Боюсь, Ницше просто был не в духе, когда писал это. Или был нездоров. Федор Михайлович Достоевский утверждал, что «Красота спасет мир».
Как Вы думаете, мы уже живем в этом мире, спасенном красотой, или нам надо еще подождать какое-то время?
Если я правильно поняла слова Федора Михайловича, подождать надо примерно до Страшного суда. Тогда-то все и выяснится.
Анна Ахматова написала: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи...» Из какого сора произрастают стихи Ксении Полтевой?

Из радиоактивных отходов. XXI век на дворе. Сор у всех примерно одинаковый. Не у всех из него стихи растут. Так что весь секрет не в соре. Может быть, дело в том, чем поливать?
Что для Вас было вначале: слово или музыка?
Песни должны возникать внутри тебя, сразу, целиком, одновременно. Воплощение текста или музыки на бумаге, в звуке может быть неодновременным. Но это уже проблема нехватки таланта или технического мастерства. По разному бывает. Можно услышать музыку в стихах. Можно услышать стихи в музыке. Есть примеры прекрасных песен, написанных «на рыбу». Но, конечно, для этого уже гений нужен.
Вы согласны с утверждением Пушкина: «Из наслаждений жизни — одной любви музыка уступает, но и любовь — мелодия»?
Полагаю, это все очень субъективные вещи. Наверняка у разных людей эндорфины сильнее вырабатываются от разных раздражителей.
Подтвердите или опровергните соображение Александра Сергеевича: «Истинный вкус состоит не в безотчетном отвержении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве соразмерности и сообразности».
Мне кажется, одно другому не противоречит. Во всяком случае, за «безотчетное отторжение» мне хотелось бы заступиться. В конце концов, два безотчетно отторгаемых оборота могут быть вполне соразмерны и сообразны между собой. Но вкупе так и не стать образцом вкуса.
Какой смысл вкладываете Вы в понятие «истинный вкус»?
Нравится — не нравится. Считаю, что любая идеология в этом вопросе — уже маркетинг.
У Вас есть учителя в поэзии, музыке?
На уровне отношений «педагог-ученик» едва ли. Но влияний, в том числе и неосознанных, было очень много. Но мне кажется, надо разграничить подражание как копирование удачных приемов, проецирующих успех оригинала на работы последователей, и подражание, как освоение языка великих предшественников. Такое освоение дает всякому пишущему некое начало координат, отправную точку. Которая может непосредственно послужить фундаментом для новых стихов в русле существующей традиции. А может лечь в основу полемики, отрицания этой традиции, ведущего к созданию нового в поэтическом языке. Исчерпание возможностей существующей поэтической техники — необходимая часть жизни поэзии, необходимый залог возникновения нового. Бродский огромен. И русская поэзия придет к «взрыву сверхновой», только обжив стилистику Бродского, сделав ее общим местом. Как когда-то сделала общим местом стилистику Пушкина.
В Вашей поэзии ни одна строчка не говорит о трагедии. В Вашей исполнительской манере ни один мускул, ни один жест не выдают трагизма жизни. У настоящих поэтов так не бывает. Это — сознательный выбор?
Вопрос в том, что понимать под трагедией. Если конфликт страстей и реальности, то, на мой взгляд, признание реальности еще не подразумевает ее принятия. Впрочем, как и признание страстей. Вообще готовность осмысливать происходящее вовсе не означает ни согласия с ним, ни даже готовности к такому согласию. А вот отказ от какой-то сложившейся «трагической» специфической лексики, фразеологии, системы образов, как минимум допустим в качестве эксперимента. Да, дождь плачет, лист вянет, а ветер воет, но то, что мы называем трагедией, возможно и в мире, где нет ни дождя, ни листа, ни ветра. Вообще есть разные средства для выражения трагического. Древнегреческие актеры, к примеру, не пользовались собственной мимикой. На них были надеты неподвижные маски.
Есть ли произведения в русской литературе, которые Вы не принимаете «всеми фибрами души»? Например, Ахматова люто огрызалась на роман «Анна Каренина». Почему бы это?

Ксения Полтева

Если верить Александру Кушнеру, Ахматова сопоставляла себя с героиней романа Толстого. Но едва ли нам дано узнать, какие основания у нее для этого были. Все-таки есть вещи, в которых человек даже сам себе не отдает отчета. Книги, которые раздражают, действительно встречаются. Меня, например, Сорокин раздражает. Но это не означает, что его книги непременно дурны. «Юпитер, ты сердишься, значит, ты неправ».
Ваши песни будут петь в народе? Актуальна ли тема «народ и народность» для Вас? Почему в русском народе не поют песни на слова Ахматовой или Мандельштама?
Мое мнение: дело в лексике. Система распознавания «свой-чужой» срабатывает на основе сравнения словарей. Естественно, себя не переделаешь, и «народней», чем есть, не станешь.
Ваше отношение к декларации Иосифа Бродского: «Презренье к ближнему у нюхающих розы не лучше, но честней гражданской позы». Для Вас есть понятие «ближнего своего»? Кто входит в этот круг?
Если я правильно понимаю Бродского, он иронизирует над известной разновидностью революционного лицемерия. Мне не приходилось вращаться в кругах преобразователей общества, но Бродскому готова поверить. Он ведь не одинок. Вспомним «наших» у Достоевского. Или Че Гевару как кумира портфельных инвесторов у Пелевина. А «ближние» не равно «близким». Ближние, на самом деле — это вообще все ныне живущие. Те, с кем находишься в одной лодке, с которыми в любой момент можешь разделить их судьбу.
В одном из интервью Вы сказали, что Владимир Высоцкий внес в авторское исполнение мужское начало. А вы собираетесь вносить в него женское начало?
Мне кажется, невозможно сознательно внести во что-то какое-либо начало. Это не может быть заданным действием.Так вышло, что Высоцкий был мужествен, и это проявилось в его песнях. По-настоящему женственные авторы-исполнители песен, кстати, встречаются. Даже среди мужчин.
На Вашем концерте я уловил в напряженности и рисунке вашей фигуры что-то от «французского воробышка» — Эдит Пиаф, а в работе и жесте рук — от «русского Пьеро» — Александра Вертинского? Как Вы работаете над своим образом?
Пиаф и Вертинский — «они, если честно…» На самом деле, я не видела выступлений Пиаф и Вертинского. Они умерли задолго до моего рождения. И, наверное, не так много съемок их выступлений доступны. В любом случае, запись не может полностью передать человека. Сознательного копирования чьих-то жестов с моей стороны нет. Стоишь, движешься так, как привык, как тебе удобно.
Как динамично складывается Ваша концертная деятельность?
Вряд ли можно говорить об очень насыщенном графике концертных выступлений, как у профессионального артиста, для которого концерты — основной хлеб. Такая работа не оставила бы места для чего-либо другого.
Что Вы ждете от вашей публики? Чем отличается Ваша аудитория в Москве от других уголков России, где Вы бываете?
Аудитория не зависит от города. Она просто бывает разная. Получаешь разное понимание, разную эмоциональную отдачу от выступлений. Но это не зависит от географии. Скорее, от истории. Или биологии.
Олег Митяев о Вас сказал: «Ей (то есть, Вам) приходится рассчитывать на 8% населения. Значит, она должна либо писать конъюнктурно, либо бедствовать». Вы определились с выбором?
Устами бы Олега да мед пить. 8% — это колоссальная доля рынка. Чудовищно огромная. В России это было бы 10-15 миллионов слушателей. Если бы было так, бедствовать точно не пришлось бы.
Почему Вы отказались от личного выступления с гитарой и перепоручили акустику Роману Филиппову?
Гитара портит фигуру. Закрывает талию. А если серьезно, то всякому человеку положен свой предел. И на определенном этапе работы я поняла, что мои возможности как аккомпаниатора ограничивают дальнейшее движение вперед. И если придет человек, великолепно владеющий инструментом, это позволит прийти к новому звуку, гораздо более точному и чистому.
Расскажите самую изящную легенду о Вас ваших поклонников.
Про меня разное говорят. Например, что в реальности я лет на 5 старше, чем везде указываю, и что у меня два паспорта. Не знаю, насколько это изящно. Наверное, хорошо, что я не все, произносимое обо мне, слышу.
У многих вызывает недоумение Ваша двойная фамилия: Альтерман-Полтева. Если здесь нет личной или семейной тайны, пролейте свет, внесите ясность...
Будем считать, что Полтева — это alter ego Альтерман. Альтерман — фамилия моей бабушки по отцовской линии, Ремиры Леонидовны.
Каким было Ваше детство? Памятуя об ахматовском: «И никакого розового детства...»
Пожалуй, «розовым» я бы свое детство тоже не назвала. Нормальное было детство. Хорошее.
Дипломатический работник и исполнитель лирических песен... Все гармонично и органично?
В силу специализации я — не дипломатический работник. Философ. «Свободный художник и холодный философ».
Хотели бы Вы сняться в художественном фильме?
Не знаю. Мне кажется, сниматься в кино очень трудно. Да, и там необходимо подчиняться командам режиссера. Нет, я бы не смогла. Ни в коем случае.
Вы желаете большего в своей карьере автора-исполнителя?
Быть услышанной важнее, чем формальная карьера.
Вы уже выпустили дебютный альбом «Чайки Клода Моне». Вы – поклонница французских импрессионистов, как надо понимать из названия альбома?
Да, а после альбома «Чайки Клода Моне» уже вышел сингл «2/3 мира», в котором я выступила за передел территорий посредством новой империалистической войны. И альбом «Плюсы и минусы». Об «электротехнике». «Чайки Клода Моне» Льва Болдова — очень красивое стихотворение, и песню на него я очень люблю. Поэтому и назвала по ней альбом.
Вы собираетесь порадовать новым альбомом почитателей Вашего таланта?
«Плюсы и минусы» только что переизданы «Московскими окнами». О следующем альбоме, вероятно, пора будет думать в середине лета.
Композиция «Ксюшя Полтива» — весьма лихая и поэтическая забава. Что это, начало иконографии?
Не думаю. Я просто пошутила. На мой взгляд, довольно мягко.
Как складываются Ваши отношения с коллегами по авторскому исполнению? Назовите интересные, на Ваш взыскательный вкус, имена, к которым есть смысл присмотреться и прислушаться?
Конечно, с разными людьми и отношения разные. Со многими выступаем вместе. Аккомпанирующий мне на концертах Роман Филиппов — великолепный автор. За последний год у меня были совместные концерты со многими коллегами. Алина Симонова, Кира Малыгина, Люба Хорева, Таня Пучко, Дима Вагин, Никита Дорофеев, Альберт Дубиков.
Ожидает ли Россию если не русское культурное Возрождение, то хотя бы культурный Ренессанс в новом, XXI веке?
Сначала должно быть средневековье, мракобесие, инквизиция, потом Ренессанс. Это закон природы. По-другому не может быть. А в России пока вроде бы все не так мрачно. Пока.
Любимый уголок Москвы Вашего детства. Трогательный эпизод...?
Нескучный сад. Рядом с ним была школа, в которой я училась. Трогательный эпизод? Да я была девочка тихая, никого не трогала.
Любимая Москва сегодняшней Ксении Полтевой?
Настоящая любовь возникает, когда узнаешь не вширь, а вглубь. Конечно, самое дорогое — это какие-то уголки города, связанные с детством. К сожалению, не получается там часто бывать.

The Directory
Премьера мюзикла «Мечтатели»
8 и 9 апреля состоится премьера мюзикла «Мечтатели». Этот яркий спектакль - лучший способ вернуть детей из виртуального мира в реальность! Это увлекательная музыкальная сказка для семейного просмотра, в которой каждый узнает себя – и дети, и родители!
Какие комнатные растения приносят финансовое благополучие
С древних времен люди задумывались, как приманить богатство в дом. Современное человечество также, пытаясь узнать ответ на этот вопрос, находит различные знаки и символы в окружающих их предметах, пусть то неодушевленные вещи либо живые существа. Рассмотрим несколько примеров.
Большой детский фестиваль
С 18 ноября по 4 декабря на нескольких сценах Москвы и Подмосковья будут показывать спектакли для детей.
«Неисправимый лгун»
Ярким и запоминающимся зрелищем получился спектакль «Неисправимый лгун» по комедийной пьесе талантливого хорватского драматурга Миро Гаврана.
FollowTheFabrika
FollowTheFabrika этап I.VI
Дарите тепло с зимними аксессуарами ТВОЕ
Бренд ТВОЕ представляет зимнюю коллекцию аксессуаров. Яркие и теплые комплекты шапок, шарфов, варежек и перчаток станут отличным подарком на Новый год.
Юта
Юта провела генеральную репетицию юбилейного концерта
ФЕСТИВАЛЬ ФЕЙЕРВЕРКОВ «РОСТЕХ»
Добро и волшебство в каждом сердце на Международном фестивале фейерверков «Ростех»
Olga Grinyuk
Сказка от российского дизайнера
Жизненные правила, которые приводят к счастью
Интересно, а существуют ли такие правила, с помощью которых можно было бы действительно обрести счастье?
©2018 Радиус Города