Самые ужасные ужасы

№6(36), июнь 2008
Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью-Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).

The Directory
Не сможете уснуть, если посмотрите российские онлайн ужасы 2016 Диггеры, но осторожно с нервами) .
Муж трудоголик: как с таким ужиться
О том, что мужчина трудоголик говорит его постоянная занятость на работе, где он может засидеться до позднего вечера, неустанный мыслительный процесс, который преимущественно касается служебных дел, выполнение разнообразных заданий в выходные дни по собственной инициативе и пр. Как в таком случае должна вести себя женщина, интересы которой были задвинуты на второй план всепоглощающей работой?
Нелишние расходы
Люди, заработавшие миллионы, иногда тратят деньги на различные чудачества и развлечения, собирают дорогие коллекции или вкладывают средства в фантастические проекты. 
Театр «русская песня» открыл новый театральный сезон
Московский государственный музыкальный театр фольклора «Русская песня» под руководством народной артистки России Надежды Бабкиной открыл свой новый сезон Русским национальным шоу на льду «Птица счастья». Спектакли идут до 5 сентября.
Победитель проекта «Главная сцена»
19 мая в клубе volta состоится грандиозное событие – большое шоу победителя второго сезона телевизионного проекта «Главная сцена» (канал «Россия 1»). В этот вечер на сцене клуба Volta выступит Арсений Бородин..
Учимся справляться с плохим настроением
Наверняка, многие в своей жизни сталкивались с такой проблемой, когда ниоткуда взявшаяся тоска берет верх над хорошим настроением. В результате, и дела не клеятся, и разговоры раздражают, и вообще делать ничего не хочется. 
«Высшая проба»
Второй сезон музыкального конкурса
Вкусные фестивали
Праздники еды – это не обязательно действие, где много едят. Часто теми или иными продуктами-именинниками кидаются, бьются, плюются, с ними бегают и из них даже вырезают фигурки. Чего только не придумают организаторы-затейники! 
ЮТА
Дебютировав в 2000 году, собрав группу и добившись признания благодаря релизу второго альбома «Хмель и солод», родившаяся в Свердловске певица, автор и исполнитель своих песен Юта успешно зарекомендовала себя как хитмейкер.
Крутые улицы
«Есть улицы центральные: высокие и важные, с витринами зеркальными, с гирляндами огней», а есть суперкороткие, самые длинные и очень крутые. Они, может быть, не сильно важные, но, по-своему уникальные, чем привлекают туристов и обычных горожан.
Шкаф в столовую как незаменимый элемент обстановки
Согласитесь, что кухня, не имеющая шкафа для посуды, смотрится не то чтобы неполноценно, но, по крайней мере, странно. 
©2014 Радиус Города