Самые ужасные ужасы

Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
[другие статьи автора]
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.
Распечатать статью Отправить статью по почте RSS-лента статей
Самые ужасные ужасы

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью—Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).
The Directory
Приручаем бабника
Взявшись за работу по перевоспитанию бабника, вам нужно быть готовой к тому, что это дело весьма неблагородное. Как принято считать – бабники неисправимы, но все же какая-то часть этих ловеласов подчиняется дрессировке.
Экстремальная повседневность
Холод, метель, наледь на дорогах, мороз под минус пятьдесят-шестьдесят – все это повседневные реалии для водителей-дальнобойщиков, которые возят грузы из Якутска в Магадан по трассе «Колыма».
Отдых в Рио-де-Жанейро
Рио-де-Жанейро – великолепный город с большим количеством достопримечательностей и заслужено занимающий первые места в списке самых красивых городов планеты. Находится на материке Южная Америка и является административным центром штата республики Бразилия.
Как сделать открытку своими руками?
Воронова Юлия
Часто бывает, что мы ломаем голову над подарком. Это происходит по разным причинам: мало денег, времени или хочется удивить подарком, сделанным именно своими руками.
9 самых сексуальных профессий
Социологи провели опрос среди женщин и спросили: какую мужскую профессию они считают наиболее сексуальной. По результатам опроса был составлен рейтинг из 9 мужских профессий, которые наиболее заводят современных женщин.
Какие последствия могут быть после секса на самом первом свидании?
На данный вопрос есть множество совершенно противоположных ответов, ведь зачастую точки зрения женской и мужской половины по этому поводу очень сильно отличаются.
Признаки настоящего холостяка
На самом деле, выделить холостого мужчину из толпы женатых представителей сильного пола не так уж и проблематично.
Эротический массаж - поднятие тонуса
Как поднять тонус мужчине без интима?
Любовные сети
Жизнь современного человека практически немыслима без интернета. Едва проснувшись утром, человек спешит включить компьютер.
Пенсионные накопления
Пенсионные накопления представляют собой средства, закрепленные на личном лицевом счете каждого участника системы обязательного пенсионного фонда в Пенсионном фонде России и в Негосударственном Пенсионном фонде.