Самые ужасные ужасы

Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
[другие статьи автора]
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.
Распечатать статью Отправить статью по почте RSS-лента статей
Самые ужасные ужасы

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью—Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).
The Directory
Интимные подробности женского оргазма
Сегодня появилась возможность отвлечься от сладостных советов модных журналов и посмотреть на милых дам глазами мужчин. После этого можно делать свои окончательные выводы.
Идеальная женщина: какая она?
Многие девушки задаются вопросом: какие женщины наиболее привлекательны для мужчин? Как стать той единственной и неповторимой? А так же на что должен обратить внимание мужчина, чтобы построить серьезные и прочные отношения?
Как соблазнить девушку с характером?
Девушка с характером является особым психологическим типом. В ее взгляде, направленном на мужчину, всегда присутствует холод, а иногда даже презрение. Но нет на свете таких девушек, которых невозможно было бы соблазнить, главное подобрать ключ к ее неприступному сердцу.
Выбираем матрас
Главное, что ценно для хранительницы домашнего очага – это создание уюта, комфорта, удобства для своих домочадцев. Учитывая, что человек из 24 часов спит, как правило, не менее 8, а дети и того больше, то вопросу комфортного сна, а соответственно, выбору матраса для кровати следует уделить особое внимание и подойти к этому с полной ответственностью.
Мужская психология. Почему он молчит?
Всем известно, что мужчины не совсем любят много говорить. Очень часто, женщины это воспринимают как равнодушие, нежелание общения. В таких случаях на что только женщины не идут чтобы разговорить своего избранника.
Хотите научиться знакомиться с девушками?
Мало кто знает о том, что главным и беспроигрышным вариантом при знакомстве с девушкой является самоуверенность.
Отпуск со своей второй половиной: аргументы за и против
На горизонте замаячило время отпусков. Автоматически созрела проблема: как его лучше провести? По-холостяцки или со своей дражайшей половинкой? В повседневной будничной жизни вы отлично справляетесь с мелкими раздражителями и неурядицами. С
Каков лучший возраст для интимной жизни
Можно ли в жизни мужчины выделить возраст, когда все факторы, влияющие на половую жизнь, находятся на оптимальном уровне? Сексологи утвердительно отвечают на этот вопрос и указывают конкретные возрастные рамки, в которых мужчина получает наибольшее удовольствие от секса.
Искусство гейши. В чем оно?
Всегда вызывали неподдельный интерес не только у японцев, но и у остальной сильной половины всего мира, японские гейши.
Экстремальная повседневность
Холод, метель, наледь на дорогах, мороз под минус пятьдесят-шестьдесят – все это повседневные реалии для водителей-дальнобойщиков, которые возят грузы из Якутска в Магадан по трассе «Колыма».