Самые ужасные ужасы

№6(36), июнь 2008
Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью-Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).
The Directory
Ли Страсберг в Москве
Одна из главных проблем современного российского актера – это отсутствие возможности показать режиссерам и продюсерам все грани своего таланта. 
RealD Experience
КИНОЗАЛЫ LUXE: A REALD EXPERIENCE ОТКРЫЛИСЬ В НОВОМ МЕГАПЛЕКСЕ «КАРО SKY 17»
Крутые улицы
«Есть улицы центральные: высокие и важные, с витринами зеркальными, с гирляндами огней», а есть суперкороткие, самые длинные и очень крутые. Они, может быть, не сильно важные, но, по-своему уникальные, чем привлекают туристов и обычных горожан.
Выживает не сильнейший
Животные, к которым человек относится с любовью, нередко доказывают, что они могут быть преданными, находчивыми, любящими и очень ответственными. 
Кофе с официантом
Кафе, куда посетители приходят не так попить кофе или что-то перекусить, как посмотреть… на официантов, относительно недавно появилось в Токио. Название «Мачо» говорит само за себя. 
Растения, помогающие дышать
В помещениях воздух намного грязнее, чем на улице. В комнатах часто находится бытовая техника, много пластика, линолеум, краски, мебель из ДСП, моющие средства. Полностью не очищают жилье ни вытяжки, ни проветривание, ни регулярные уборки. 
A RealD Experience
В ультрасовременных кинозалах LUXE: A RealD Experience мегаплекса «КАРО Sky 17» состоится предпремьерный показ фильма «Мир Юрского периода»
Что делать, когда завидуешь влюбленным
Когда на личном фронте дела складываются не самым удачным образом, некоторым начинает казаться, что все вокруг словно переполнены счастьем и любовью. 
Учимся справляться с плохим настроением
Наверняка, многие в своей жизни сталкивались с такой проблемой, когда ниоткуда взявшаяся тоска берет верх над хорошим настроением. В результате, и дела не клеятся, и разговоры раздражают, и вообще делать ничего не хочется. 
Как они нас понимают?
Собаки не зря считаются нашими лучшими друзьями. Они иногда безошибочно понимают нас и без слов. Каким-то непонятным образом им удается почувствовать настроение хозяина. 
©2014 Радиус Города