Самые ужасные ужасы

Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
[другие статьи автора]
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.
Распечатать статью Отправить статью по почте RSS-лента статей
Самые ужасные ужасы

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью—Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).
The Directory
Каков лучший возраст для интимной жизни
Можно ли в жизни мужчины выделить возраст, когда все факторы, влияющие на половую жизнь, находятся на оптимальном уровне? Сексологи утвердительно отвечают на этот вопрос и указывают конкретные возрастные рамки, в которых мужчина получает наибольшее удовольствие от секса.
Как перестать бояться любв?
Бывает такое, что в жизни отношения приносят такое количество разочарований, что со временем кажется, что ничего серьезного никогда не получится.
Виртуальное общение
Современного человека мало чем удивишь. И это не удивительно, ведь наше время можно назвать временем глобализации.
Мужская психология. Почему он молчит?
Всем известно, что мужчины не совсем любят много говорить. Очень часто, женщины это воспринимают как равнодушие, нежелание общения. В таких случаях на что только женщины не идут чтобы разговорить своего избранника.
Троице-Сергиева Лавра – русский Ватикан
Проехав от Москвы всего 70 километров в северном направлении, вы сможете оказаться в Троице-Сергиевой Лавре — удивительном месте, которое стоит посетить каждому.
Хотите научиться знакомиться с девушками?
Мало кто знает о том, что главным и беспроигрышным вариантом при знакомстве с девушкой является самоуверенность.
9 самых сексуальных профессий
Социологи провели опрос среди женщин и спросили: какую мужскую профессию они считают наиболее сексуальной. По результатам опроса был составлен рейтинг из 9 мужских профессий, которые наиболее заводят современных женщин.
Мужская измена – это суровый закон природы?
Как говорят ученые, мужскую измену легко объяснить с точки зрения науки и исследований. Но все же, могут или нет, мужчины сопротивляться влечению сходить налево?
Ревность
Проблема ревности идет издавна от самой природы. Настоящий самец всегда старается заполучить себе лучшую самку для продолжения рода.
Пришельцы вокруг нас
Уж очень хочется человечеству встретиться с себе подобными на бескрайних просторах космоса. Но на современном этапе развития земной техники об этом не может быть и речи.