Самые ужасные ужасы

№6(36), июнь 2008
Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью-Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).

The Directory
«Музыка Земли»
Барабанщиков из Японии и шведский фольклор услышат гости фестиваля «Музыка Земли»
Мода и шоу – это доступно!
Шоу-показ проекта Myfashionday
Анна Гофман и Mazal Bueno Orquesta
Великолепная этническая певица Анна Гофман и коллектив Mazal Bueno Orquesta (world music) представит слушателям удивительное песенное наследие множества культур – от Средиземноморья и сефардов (испанских евреев) до Индии и Латинской Америки.
Фестиваль #ПАНЧЛАЙН пройдет в Москве с 23 по 27 августа
С 23 по 27 августа в 15 клубах центра столицы пройдет фестиваль комедии #ПАНЧЛАЙН и соберет 17 000 зрителей. Столько суммарно вмещают в себя площадки фестиваля, но кроме того будет вестись прямая трансляция во ВКонтакте, которая планирует собрать порядка 10 миллионов зрителей.
Юрий Грымов экранизировал «Анну Каренину»
Материал для фильма отснят в девяти странах мира. Работы над фильмом шли на протяжении последних двух лет. Все детали – исполнители главных ролей, сюжет картины, киностудия, на которой создавался фильм, его бюджет – держатся в тайне.
Сергей Вольный и Настасия
20 мая в 19.30 в арт-кафе «Дуровъ» пройдет большой совместный концерт авторов и исполнителей Сергея Вольного и певицы Настасии (Анастасии Ковалевой). Программа музыкального вечера включает в себя два отделения с антрактом и автограф-сессией.
КТО МЫ ТАКИЕ?
ПЕВИЦА PANOVA И УЧАСТНИЦА ДЕТСКОГО ЕВРОВИДЕНИЯ-2017 ПОЛИНА БОГУСЕВИЧ ПРЕДСТАВИЛИ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «КТО МЫ ТАКИЕ?»
Международный кинофестиваль в Тромсё
При поддержке фонда BarentsKult, Kultur i Troms и посольства Норвегии в России представляет: Фильм-концерт «VARIETE» (Варьете). Лучшую работу классика немецкого немого кинематографа Эвальда Андре Дюпона c живым музыкальным сопровождением покажут в Москве.
Гала-концерт «ЛЕТНИЙ ДРАЙВ – РОНАЛАЙФ 2016»
Приглашаем на день рождения концертного агентства Рона Промоушн! Празднуем пятилетие, слушаем прекрасную музыку и наслаждаемся летом в арт-кафе «ДуровЪ»!
Незабываемая атмосфера!
Певица ЮТА
©2014 Радиус Города