Самые ужасные ужасы

№6(36), июнь 2008
Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью-Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).
The Directory
Вещественные доказательства. Швейцария.
Что у вас ассоциируется с этой небольшим островком надёжности и стабильности в Европе? Наверно шоколад, альпийские коровы, сенбернары и пунктуальные, дотошные швейцары. 
Организуем детский праздник
Ребёнок желает, чтобы именно его день рождения прошёл в кругу сплоченных и весёлых друзей, чтобы рядом были его родные и близкие люди. Незабываемым праздник станет только тогда, когда все пожелания любимого чада исполнятся на все сто процентов. И вот несколько советов для проведения идеального праздника, который сделает вашего ребёнка счастливым.
«Совы» тоже люди
Очевидно, что жить «совам» и «жаворонкам» в одной семье не совсем просто. Приходится подстраиваться друг под друга. Как, впрочем, и на работе. Однако лояльно относящиеся начальники к работникам-«совам», получают вместо ненужных конфликтов, спровоцированных придирками, ответственное отношение к работе своих сотрудников.
Вода из под крана
Вода из под крана – главный источник питьевой воды в городе. 
Можно ли жить со стервой?
Стервозный характер – это не всегда следствие плохого воспитания. Агрессивные черты могут сформироваться после ряда крупных жизненных неудач или разочарований, научивших женщину проявлять жесткость в отношениях с людьми. Нередко также подобный нрав передается по наследству.
Повод просто смешной
Для того чтобы уволить хорошего сотрудника, конечно же, нужен очень уж серьезный повод. Но если работник так себе, то и повод может быть незначительным, смешным и даже нелепым. Хотя иногда и прилежный сотрудник может невзначай наступить на мозоль самолюбия своего начальника и стремительно распрощаться с насиженным рабочим местом.
Католицизм по-мексикански
В Мексике практически каждый месяц отмечают по несколько разных праздников. Это может быть и национальный праздник, и день почитания святых, но любой праздник наполнен особым историческим или религиозным смыслом и насыщен национальным колоритом.
Акварель и Сериография
26 ноября в галерее Zeppelin в ТДЦ «Новинский» состоялось открытие персональной выставки Андрея Шарова «Акварель и Сериография».
Катар
Государство Катар расположено на далеко выдвинутом в Персидский залив полуострове, который носит название Катар. Сухопутные границы отделяют страну от ОАЭ и Саудовской Аравии.
Буэнос-Айрес – мимо чего нельзя пройти
Аргентина – страна, которая у всех туристов ассоциируется с танцем танго и игрой в футбол на самом деле куда более богата достопримечательностями. Впрочем, среди них места для этих занятий занимают не самое последнее место. 
©2014 Радиус Города