Самые ужасные ужасы

№6(36), июнь 2008
Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью-Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).
The Directory
Возбуждающая ложь
Многие утверждают, что залог счастливых взаимоотношений - честность и открытость. Однако существует несколько пунктов, о которых мужчинам следует не рассказывать своей девушке. Лучше сохранить конфиденциальность в некоторых вопросах, иначе влюбчивость девушки быстро испарится.
Искусство гейши. В чем оно?
Всегда вызывали неподдельный интерес не только у японцев, но и у остальной сильной половины всего мира, японские гейши.
Сквош
Сквош представляет собой некий синтез бадминтона, бильярда и тенниса. Смысл игры заключается в том, что 2 игрока должны по очереди производить удары по мячу о стену.
Есть ли жизнь после измены?
И что делать, если ты на ней попался? Ответ первый – есть. А советы про «что делать» - в этой статье.
Стиль casual
Casual имеет множество разновидностей, но у них нет чётко определённых границ.
Борьба сексом с похмельем
Какое определение можно получить, если задаться вопросом: что такое секс?
Дольше и лучше
Во время полового акта наивысшая точка оргазма у мужчины приходится на момент эякуляции. В процессе совершения фрикций мужчина старается двигаться интенсивнее, чтобы как можно быстрее кончить.
Почему женщины отказывают мужчинам
Каким бы богатым и привлекательным не выглядел мужчина, он, как и любой другой, может быть отвергнут, понравившейся женщиной.
Как научиться ценить свою индивидуальность
Тебе неприятно посещать Твиттер или листать страницы Фейсбука, потому что твои друзья выставляют напоказ свои успехи, и их жизнь кажется тебе интереснее своей?
Как выбрать одежду летом на пляж
Лето – это ласковое солнце и пляж. Хочется показать себя во всей красе и ловить восхищенные мужские взгляды на пляже. Но ограничиваться только выбором нового купальника нельзя.