Самые ужасные ужасы

№6(36), июнь 2008
Виктор Матизен, президент Гильдии киноведов и кинокритиков России
Три фильма, будоражащие воображение и заставляющие стынуть кровь.

«Ведьма из Блэр. Курсовая стого света». Режиссеры Дэниэл Майрик и Эдуард Санчес.
Предуведомление к фильму гласит, что три студента киноколледжа отправились снимать учебную работу о суевериях вокруг ведьмы, якобы обитающей в местечке Блэр, и таинственным образом исчезли. Спустя некоторое время были найдены их видеокамеры, запечатлевшие то, что с ними происходило, и из этих записей смонтирована сама картина. Разумеется, все это — обманка в жанре mocumentary («псевдокументальное кино»), но авторы предприняли беспрецедентные до тех пор меры, чтобы в этот розыгрыш поверили: открыли в Интернете сайт, посвященный ведьме из Блэр, развесили в кампусах портреты пропавших с подписью «Разыскиваются», и даже издали дневник сгинувшей студентки с факсимильными иллюстрациями. Эффект превзошел все ожидания — при затратах около 30 тысяч долларов фильм собрал 150 миллионов, поставив абсолютный мировой рекорд окупаемости. Казалось бы, после разоблачения мистификации интерес к картине должен был пропасть, но ничего подобного. Она оказалась достаточно хорошо сделана, чтобы ее можно было смотреть, заведомо зная, что перед тобой фикция, и вообще не веря в нечистую силу. В частности, Майрик с Санчесом не то чтобы открыли, но сделали концептуальным «видеосаспенс», связанный с тем, что поле зрения видеокамеры и, соответственно, наше поле зрения строго тождественно полю зрения будущей жертвы, которая держит саму камеру. Поэтому и все, что находится за пределами этого поля, одинаково страшно для нее и для нас. А когда девица посреди леса направляет камеру на свое лицо и рассказывает о том, как ей жутко — это просто кадр для видеоэнциклопедии кино.

«Забавные игры». Режиссер Михаэль Ханеке.
Супружеская чета с сыном лет двенадцати приезжает в загородный дом у озера, и тут же под невинным предлогом к ним заходят двое молодых людей, якобы родственники соседки. Один как бы нечаянно роняет в раковину единственный телефон, другой берет клюшку для гольфа. И начинаются полтора часа самого дикого кошмара, который ни на секунду не станет зрелищем. Нет ни фонтанов крови, ни растерзанных тел, ни смертей внутри кадра, но ужас становится до такой степени непереносимым, что зритель не может найти себе места. Ханеке совершенно сознательно и хладнокровно загоняет смотрящего в такую ловушку, где ему открываются полная обыденность, полная беспричинность и полная безвыходность происходящего вместе с полной собственной беззащитностью. Иными словами, он устанавливает между собой и вами те же отношения, что существуют вего фильме между насильниками и жертвами, с той лишь разницей, что их насилие имеет физическую природу, а его — психологическую. Закадровый автор настолько всеведущ, что от страха не спасает ни выход из зала, ни кнопка «стоп» — как не спасает героя попытка перехватить пульт и отмотать назад фильм, персонажем которого он сам является. Ошеломительный, между прочим, прием.

«Сонная лощина». Режиссер Тим Бертон.
В канун нового XIX века педантичный рационалист в колоритном исполнении Джонни Деппа приезжает из Нью-Йорка в глухую дыру, чтобы расследовать серию загадочных убийств: у всех жертв снесены иукрадены головы. Но, к его ужасу иошеломлению, никакой рациональной разгадки в деле не обнаруживается: нихитроумного мстителя, ни патологического маньяка, атолько сплошная мистика. Помимо обычной детективной формы и необычного для «хоррора» философского содержания (то, что переживает герой, называется «гностическим шоком»: у человека головокружительно переворачивается картина мира), в картине присутствует необычайно эффектный даже для такого визионера, как Бертон, зрительный ряд, включающий вполне реалистические, но чрезвычайно «атмосферные» кадры (поселок впасмурной гамме, лес с черными искореженными стволами) и кадры из ночных кошмаров (парящая в воздухе ведьма, сочащееся кровью и слизью дерево и внезапно возникающий огромный Всадник без головы, который появляется в такие моменты фильма, когда зрителю кажется, будто он пришел за ним).
The Directory
Ирландия
Ирландия невероятно чистая страна, которая переносит нас в средневековое время. Это множество замков и крепостей, бескрайние луга и свежий воздух. Эта прекрасная страна полна добрыми людьми, которые свободно откроют свои секреты любому человеку. 
Растения, помогающие дышать
В помещениях воздух намного грязнее, чем на улице. В комнатах часто находится бытовая техника, много пластика, линолеум, краски, мебель из ДСП, моющие средства. Полностью не очищают жилье ни вытяжки, ни проветривание, ни регулярные уборки. 
Девять мифов о похмелье
Разнообразие мифов о похмелье не уступает разнообразию алкогольных напитков, которые его вызывают.
Вредные недосыпы
Состояние невыспавшегося человека знакомо практически каждому. Ночь бодрствование дает о себе знать на протяжении рабочего дня. Усталость мешает сконцентрироваться, человек чувствует себя разбитым и немного отстраненным от событий внешнего мира. 
Въезд в Турцию - новые правила
Власти Турции изменили правила для въезда российских граждан с 1 января.
Как не привезти экзотическую болезнь
Теплые края, где можно прекрасно отдохнуть, могут наградить вас теплым южным солнцем, ласковым морем, превосходным комфортным обслуживанием и… некоторыми экзотическими заболеваниями.
Шерстяные ковры: роскошная натуральность
Издревле на полу богатого жилища лежал ковёр. Он защищал от холода, был хорошим звукоизолятором, создавал красоту и уют. На Востоке он являлся поистине предметом роскоши и передавался по наследству.
Нимфоманка в сети или эволюция желаний
Наверняка многие из вас «пробовали себя» на сайтах знакомств. Если же вас обошла стороной эта участь, то любопытство и интерес ко всему новому и неизведанному не даст вам пройти мимо этой удивительной книги.
Вода из под крана
Вода из под крана – главный источник питьевой воды в городе. 
Prezioni
В Торговой Галерее «Модный сезон» открылся новый проект – итальянский бутик Prezioni
©2014 Радиус Города