Впервые национальный русский сказочный герой был представлен на выставке современного искусства в рамках престижного ежегодного события Miami Art Week (Майами, США, 6-10 декабря 2017 года).
Концептуальная работа с «русскими корнями» стала полной противоположностью персонажам современного мирового искусства. Скульптура уникального персонажа славянской мифологии Бабы-Яги вызвала интерес мировой общественности. И сюрпризы на этом не закончились, скульптура реально «ожила» на улицах американского города.
Как создавался проект и проходила выставка, почему именно Баба-Яга стала супергероем России и чем еще удивили русские в Майами, рассказала создательница скульптуры, известный скульптор, член Московского союза художников Ирина Лагошина.
Почему для продвижения российской культуры выбран такой персонаж, как Баба-Яга?
Обращение к мифологии в искусстве известно еще со времен античности и Возрождения. Наши сказочные герои не менее древние и отражают не только нашу историю, но и «дух народа», его ценности. Баба-Яга — один из мощнейших русских архетипов, является значимым символом нашей культуры. Можно даже сказать, что она олицетворяет Россию.
Я взяла за основу самый известный для россиян образ Бабы-Яги, который был создан известным советским актером Георгием Миллером. Он очень узнаваемый, во многом поэтому он стал прототипом скульптуры, а позднее и интерактивного образа — так у зрителей проще проходит «идентификация». Реалистичность скульптуры обусловлена тем, что есть большое уважение к этому персонажу, поэтому изображать его в каком-то слишком современном и абстрактном виде не хотелось. Баба-Яга сидит на лавочке в открытой, уверенной позе, приглашая к отдыху, диалогу, размышлениям среди городской суеты. Конечно, она может и должна вызывать улыбки — только через позитивное восприятие может начинаться настоящий диалог культур и людей, развиваться самопознание.
Вы используете много символов: Баба-Яга красного цвета, игрушки под лавочкой. Что все это значит?
Словом «красный» («красна девица») в русских сказках (да и до недавнего времени в повседневной речи) называли красивых внешне и внутренне людей. Видимо, оттого, что внутри них был особенный свет, огонь. Красная Баба-Яга, может, внешне и некрасива, зато она красива духовно. Ее духовная красота и оптимизм важнее внешности, а нажитый житейский и магический опыт — ее супероружие и мощнейшая сила. Баба-Яга настолько сильна, что справится с любыми препятствиями и трудностями. Ну а игрушки современных массовых героев противопоставляются зрелому образу Бабы-Яги — нашей супергероине уже тысячи лет, а им от силы лет 100. Они, как малые дети, играющие в игры и не знающие реальной жизни. Тогда как Баба-Яга имеет колоссальный опыт и умеет справляться с самыми непростыми жизненными ситуациями, владеет недюжинной силой, в том числе магической. Баба-Яга следит за ними, намекая, что им еще учиться и учиться жизни и волшебству.
Почему эта идея передается с помощью современного искусства, а в качестве площадки выбрано мероприятие в США, в Майями?
Miami Art Week — одно из ключевых ежегодных событий, его посещает множество профессиональных зрителей: художники, критики, журналисты, коллекционеры, галеристы, известные публичные личности.
Формат выставки современного искусства позволяет делать любые проекты, независимо от политического контекста. В тех условиях, в которых сейчас находится наша страна, это один из немногих способов, чтобы заявить о себе, не боясь осуждения или даже запрета. На выставке современного искусства мы можем говорить о любых важных для нас вещах, в том числе о патриотизме, о древней русской культуре. В конце концов, это определенный вызов той информационной ситуации, которая сложилась в отношении России в западных (и, прежде всего, американских) СМИ. Кроме того, мы ломаем стереотипы! Оставить надпись на лавочке, а значит, реализовать настоящее право на свободу слова может каждый желающий (конечно, пока останется место).
Скульптура Бабы-Яги оказалась не единственным сюрпризом для жителей Майами и гостей выставки? Зачем вы «оживили» Бабу-Ягу?
Мы показали на Арт-выставке в Майами «ожившую» Бабу-Ягу, которая привела западную аудиторию в полный восторг. Наша волшебная героиня уверенно и лихо ездила на своей гироступе не только по улицам города, но и внутри выставочных павильонов. Самый трогательный момент произошел, когда одна американка с помощью своего сына с трудом встала с инвалидного кресла, чтобы сделать фото с нашей Бабой-Ягой!
Баба-Яга реально «ожила» в сознании гостей выставки, жителей города. Она затронула сердца многих.
Я очень благодарна всей нашей команде за сплоченность, оперативность, нестандартный подход и веру в наш проект!
Напомним, что первая бронзовая скульптура Бабы-Яги, созданная Ириной, появилась в центре Екатеринбурга летом 2017 года. Ее образ стал прототипом «ожившего» персонажа, который приятно удивил жителей российских городов, «пролетев» на гироступе по городам России. Видеоролик путешествующей Бабы-Яги набрал в соцсетях более 80 миллионов просмотров. Сегодня Екатеринбург и Майами, можно сказать, породнились. Скульптура настолько понравилась американцам, что «поселилась» в Майами и стала вдохновляющим примером межкультурного диалога.