Психология конфликта

№10(89), октябрь 2012
Алекс Дример
Конфликт — это одна из необходимых характеристик любого взаимодействия, как внешнего — с другими людьми, так и внутреннего — с собой. Поговорим о способах ввязывания в конфликт и выхода из него.
Психология конфликта
Многие современные попытки описывать и, соответственно, исследовать, а затем и строить способы разрешения конфликтов чаще всего берут за исходную точку один из двух уровней: либо в материале реального столкновения, либо в материале переживаний. О том, что порождающее противоречие и есть принципиальная цель для обнаружения, через связи — симптомы иногда лишь упоминается.

По—видимому, главная задача разработки эффективных способов борьбы с конфликтом в условиях современного общества и состоит в том, чтобы, преодолев сложившиеся стереотипы, традиционный страх и негативизм по отношению к феномену конфликта, построить такие языки описания, пользуясь которыми можно было бы разрабатывать и применять эффективные психотехники.

Отойти от стереотипов обыденных представлений означает, прежде всего, отказаться от традиционного отношения к конфликту. Такое отношение создает иллюзию, что конфликт как бы есть сам по себе, что в него можно попасть почти как в яму. Для обыденного сознания такой образ характерен и весьма распространен. В связи с этим распространено и переживание «попадания в конфликт», однако, на самом деле, конфликт не существует как вещь независимо от нас. С ним нельзя столкнуться как с другим человеком, на него нельзя натолкнуться как на стенку, внего нельзя попасть как в темную комнату.

Конфликт— это одна из необходимых характеристик любого взаимодействия, как внешнего — с другим человеком, другими людьми, так и внутреннего — с собой. Вместе с тем, не любое взаимодействие можно квалифицировать как конфликтное по своей сущности. Иными словами, если специально задаться такой целью, то обнаружить в структуре любого взаимодействия постоянно присущий ему конфликт можно всегда. Без этого элемента взаимодействие в принципе невозможно.

Представьте, что в магазине иностранец пытается понять, что хочет сказать ему продавец, но, по—видимому, он настолько плохо знает язык, что продавец начинает раздражаться и говорить все громче иактивнее жестикулировать, выражая свое нескрываемое раздражение. Если для реализации взаимодействия необходимы какие—либо новые формы и/или имеющийся ресурс не удовлетворяет требованиям данного взаимодействия, мы фиксируем его как конфликтное. Оно просто представлено нам своей трудной, требующей внимания и особых энергетических затрат стороной.

Иными словами, вопрос о появлении феномена конфликта связан не только со спецификой взаимных действий, но и с их интенсивностью. Существует такая граница в столкновении, когда взаимодействие становится «видимым» и требует на себе специального сосредоточения. Эту видимую часть интенсивного взаимодействия обычно и называют конфликтом. Значит, независимо от качественных характеристик структуру конфликта составляют внутренние и/или внешние действия, образующие единство взаимодействия. В качестве примера внутренних столкнувшихся действий более всего подходит ситуация выбора при равносильных альтернативах.

Подобные ситуации замечательно описываются, например, молодыми людьми при размышлении о выборе дальнейшего пути. Самую большую трудность в такой момент для них представляет выбор между двумя классическими возможностями: исполнить мечту своей жизни или выбрать престижную, помнению общества, профессию. Например, первый путь— это поступить в соответствии с давней мечтой в институт искусств и учиться петь. Для этого у человека вроде бы все есть: и голос, и внешние данные, и он уже не без успеха пробовал участвовать в конкурсах, но просматривается ивторая альтернатива: поступить в соответствии с давней мечтой родителей, на юридический факультет. Для этого тоже вроде бы немало есть: сравнительно неплохие знания в области общественных наук, в т. ч. права. Если действовать по первому варианту — это разрыв с родственниками, лишение материальной и моральной поддержки и туманные перспективы. Актерская судьба непредсказуема, и не все добиваются успеха. Если действовать по второму варианту — это спокойствие близких, материальное благополучие, поддержка, но вместе с тем зависимость и плата мечтой за сытость.

Каков пример классического рабочего конфликта? В профессиональном конфликте особенная роль принадлежит ролевым стереотипам. Например, ожидание агрессивной санкционирующей реакции руководителя в ответ на невнимание при постановке производственной задачи или на невыполненное задание провоцирует защитное упреждающее поведение, которое, в свою очередь, расценивается руководителем как агрессивное.

Приведем классический пример рабочего конфликта. Назначение нового начальника отдела вызвало неоднозначное отношение в коллективе. Одна из наиболее опытных сотрудниц, очевидно, рассчитывала на занятие этой должности, и именно такого решения сотрудники ожидали от руководства банка. Это обстоятельство и непривычно молодой возраст нового руководителя привели к «растянутому» периоду знакомства, который включал в себя множество специальных действий сотрудников, направленных на проверку компетентности шефа.

Раздобытая с прежнего места работы информация была интерпретирована группой сотрудниц, особенно переживавших «несправедливое» отношение ксвоей коллеге как особый стиль, направленный на дискриминацию женщин в банковском деле. После подготовки очередного отчета с рекомендациями об улучшении работы подразделения руководству банка было представлено заявление, подписанное этой группой сотрудниц, онесправедливом отношении руководителя к своим подчиненным, о недооценке им результатов работы и предложений по перспективам развития. В ходе совместного сзаявителями и «ответчиком» анализа их рабочих взаимодействий выяснилось, что обиженная сторона множество фактов в поведении нового руководителя толковала как пренебрежительное, насмешливое, придирчивое отношение именно к женской части коллектива. Руководитель же вообще не заметил возникших напряжений и был абсолютно уверен, что отношения складываются вполне рабочие и доброжелательные.

Для решения этой и подобных задач важно проводить беседы с участниками конфликта, опираясь на следующие моменты:
• описание развития ситуации (с чего все начиналось, как события разворачивались далее, на чем все закончилось или остановилось);
• описание предмета взаимных притязаний участников;
• описание участников (кто был участником ситуации).

Трудно переоценить важность примирения для нормального сосуществования конфликтующих сторон. Результат примирения как ритуала — прекращение вражды. Примирение возникает как необходимость прекращения конфликта перед лицом видимой его опасности и вред. В примирении стороны принимают своего рода мировое соглашение. Этим подчеркивается прекращение взаимодействия относительно предмета, вызвавшего конфронтацию между сторонами. Основные принципы, регламентирующие этот процесс, можно сформулировать следующим образом:
• стороны должны добровольно согласиться на примирение;
• стороны должны быть согласны и готовы действовать в рамках предложенного ритуала примирения;
• стороны должны доверять или просто принимать примиряющее их лицо (группу);
• стороны должны обозначить взаимные условия, при которых мирное сосуществование или содействие является выполнимым.

Примирение строится по процедуре, схожей с процедурой посредничества. Возможны простые формы примирения, когда стороны добровольно осуществляют символический акт примирения (например, пожатие рук). С этого момента обеими конфликтующими сторонами признается, что они «не имеют друг к другу претензий». Возможны более сложные формы примирения, вкоторых обсуждаются условия мирного сосуществования сторон. Для того чтобы модель примирения работала наиболее эффективно, необходимо создать специальные формы иритуалы примирения.

Культуре известны такие формы. Так, например, «день прощения» является общественным ожиданием, которое регулирует напряжение между людьми. Вэтом смысле, в день прощения можно организовывать такие места, где люди смогут это делать. Важно, чтобы место, в котором прощение реализуется, было общественным, открытым. Однако не менее важна и относительная приватность таких мест и даже некоторые затруднения, испытания для того, чтобы можно было почувствовать ценность совершаемого. Возможны публичные извинения обеих сторон или «зачитывание» мирового соглашения на публике. Это формирует у сторон установку, противоположную конфронтационной, и заставляет соответствовать социальным ожиданиям мирного сосуществования, несмотря на конфликт.

The Directory
Подробнее о конфликте на www.psyhodic.ru/arc.php?page=86 в статье по психологии. .
Поручни любви
ЯРОСТНАЯ ПОГОНЯ, ЧЕМПИОНКА ПО БОДИБИЛДИНГУ И СТАС МИХАЙЛОВ В НОВОМ КЛИПЕ КАЗАНСКИХ РОКЕРОВ
Любава Трофимова
Imperialis Orchestra исполнит Pink Floyd и Led Zeppelin
Компания «Новая Русская Классика» подготовила грандиозный подарок всем поклонникам классического британского рока – мультимедийный проект «ИМПЕРИЯ РОКА».
Российские знаменитости и пользователи Сети создали совместный клип ко Дню Победы
К 75-летию Победы российский боец Сергей Харитонов, певец Владимир Левкин, известные люди искусства, блогеры и дети поддержали трогательный челлендж. Его участники зачитали строки стихотворения поэтессы из Екатеринбурга, посвященные павшим воинам.
Olga Grinyuk
Сказка от российского дизайнера
Как удержать мужчину - рыбу
Каждая женщина желает не просто очаровать мужчину, а удержать его рядом с собой на всю жизнь. И тогда в ход идут все мыслимые и немыслимые средства. А ведь достаточно всего лишь положиться на древнейшую науку – астрологию.
24 апреля Vegas City Hall: московский гала-концерт «Eurovision-2019» соберет рекордное количество участников за всю историю российских pre-party
24 апреля в Москве, в концертном зале VEGAS CITY HALL, пройдёт традиционная российская pre-party и большой гала-концерт самого популярного международного песенного конкурса Евровидение. Девятая по счету московская вечеринка станет самой масштабной за всю историю российских pre-party и побьет сразу несколько своих собственных рекордов.
Олеся Евстигнеева
Олеся Евстигнеева – исполнительница народной фолк-поп-музыки, заслуженная артистка РФ.
САНДРА
Сандра – певица, выпустившая свой дебютный сингл «час до рассвета» весной 2019 года, который сразу покорил слушателя своим проникновенным смыслом. В том же году был выпущен клип на эту песню. Сандра снималась в клипе на 7-м месяце беременности, но команда сделала так, чтобы никто этого не заметил. Дебютный клип получился отличным, ярким, с массой разных локаций и интересной сюжетной линией.
Алиса Лобанова
Вице-президент группы компаний САКС, учредитель федеральной розничной сети магазинов детских игрушек, генеральный директор ООО «Складские Инвестиции», ООО «Сакс Принт», основатель благотворительного проекта «Поделись ДоброТОЙ», общественный деятель, художник.
©2018 Радиус Города