Парадная для купечества. Окно в Европу

№6(49), июнь 2009
Екатерина Антуфьева
Архангельский Гостиный двор — величайший памятник русского каменного зодчества.


*Гостиный двор — в русских городах архитектурный комплекс для торговли и хранения товаров: в 16-17 вв. — прямоугольная площадь с галереями, в 18-19 вв. — прямоугольное сооружение с открытыми на улицу аркадами или колоннадами. В некоторых городах России торговые комплексы в зданиях бывших гостиных дворов сохраняют традиционное название (например, универсальный магазин «Гостиный двор» в Санкт-Петербурге). (Большой Энциклопедический словарь.)

Гостиные дворы в Архангельске — одни из немногих, сохранившихся в России, уникальных памятников русской каменной гражданской архитектуры второй половины XVII столетия.

Разрушен Гостиный двор в Новгороде (типологически наиболее близкий к архангельскому), исчезли дворы Смоленска, Петрозаводска, полностью утратил свой облик Гостиный двор в Москве. Поэтому Гостиный двор в Архангельске особенно важен как единственное древнерусское сооружение общественного характера, объединившее торговую и оборонительную функции. Здесь он играл такую же роль, как крепости и кремли в других древнерусских городах, став градоформирующим ядром северного порта Российского государства.

В XVII веке более половины внешнеторгового оборота России шло через Архангельск. Торговля шла в деревянном гостином дворе, построенном в начале XVII века.

Город часто менял свой вид. Причиной тому были опустошительные пожары, превращавшие в пепел деревянные постройки. До 2009 года Архангельск выгорал около двадцати раз. Поэтому от времени основания города в нем не осталось ни одного здания, ни одной деревянной чурки — все унес огонь.

Первый большой пожар произошел в 1611 году. В огне сгорели слободы: стрелецкая, пушкарская, жилецкая и частично затинная. Посадские разбрелись по деревням.

Пожар 1611 года открыл серию «огненных запалений». Очередное несчастье обрушилось на город в 1636 году, сгорели Михайло-Архангельский монастырь, участок крепостной стены и много казенных и частных домов, включая воеводский двор. Чтобы разрядить скученность построек, пришлось вывести монастырь за посад в Нячеры.

Безжалостный пожар 1667 года дотла уничтожил гостиные дворы. Без крепости и гостиных дворов Архангельск стал похож на большую деревню.

Истребительные пожары вынудили правительство перейти к огнестойкому каменному строительству. Сразу было принято решение о строительстве каменного Гостиного двора. 26 июня 1667 по приказу царя Алексея Михайловича в Архангельск выезжают градостроители Петр Гаврилович Марселис, «мастер немчин» Вилим Шарф и 5 каменщиков. Им поручено найти место, «где у Архангельского города можно устроить гостиные дворы и амбары каменны». Во время поездки Марселиса решено строить каменные Гостиные дворы на месте деревянных. Которые, принято считать, появились в 1622 году. Тогда же, сразу после постройки, их описал Мирон Вельяминов, составитель первой летописи Двинской земли. Однако это не совсем так.

В приходно-расходных книгах Московских приказов за 1619 год можно найти запись: «Архангельского города гостиного двора у дворника откупу восемь рублей». То есть к этому времени Гостиные дворы уже существовали и вели торговую деятельность! С каждым годом Архангельск все больше интересовал иностранных купцов. Если в конце XVI века ежегодно к нам приходило по двадцать заморских кораблей, то к 1658 году, их количество достигло восьмидесяти. Строительство каменных Архангельских Гостиных дворов началось в 1668 году и продолжалось 16 лет. Столь длительный срок объясняется большим объемом работ, которые велись только летом и осенью. Первоначально планировалось возвести из камня и кирпича гостиные дворы и кремль. Но в дальнейшем, в целях экономии, крепость решили восстановить в деревянном исполнении, а каменные Гостиные дворы сделать с башнями и зубцами по стенам, чтобы они могли выполнять, кроме торговых, и оборонительные функции.

После пожара 1670 г. унесшего деревянную крепость, было решено комплекс Гостиных дворов дополнить военными элементами, превратив пространство между Русским и Немецким гостиными дворами собственно в Каменный город-крепость. Были возведены городовые стены, башни на углах гостиных дворов и проезжие городовые башни на двинском и моховом фасадах комплекса, по периметру были вырыты рвы.

Главные финансовые затраты возложили на девять торговых городов: Вологду, Каргополь, Устюг, Сольвычегодск, Чаронду, Вагу, Вятку, Кевролу и Мезень. Производство основных строительных материалов организовали на месте: кирпич делали в Кузнечихе и Нячерах, бутовый камень ломали и обжигали известь в Орлецах. Бревна заготовляли в окрестных лесах и по воде доставляли на строительную площадку.



Сложнее обстояло дело с каменщиками, которых в Архангельске не нашлось. Их в количестве 112 человек должны были прислать Вологда, Ростов, Ярославль, Переславль-Залесский, Белоозеро, Кострома и другие города, освоившие каменное строительство. Такого количества специалистов было явно недостаточно, многие из них, к тому же, не прибыли на стройку. Так в 1670 году не явились в Архангельск 48 каменщиков. Как выяснилось, одни из них «померли, а иные… от хлебной скудности все разбежались неведомо где». Правительство применяло суровые меры по отношению к «нетчикам»: приказывало ловить, наказывать и направлять в Архангельск, а «жен их и детей метать в тюрьму до нашего великого государя указу».

Одновременно приняты были энергичные меры к обучению каменному делу добровольцев из числа местных жителей. В 1671 году на стройку прибыли 69 приписных специалистов, 29 каменщиков прислали северные монастыри Сийский и Николо-Корельский, да 39 горожан и холмогорцев стали обучаться новой профессии. В 1673 году в Архангельске трудились 82 опытных каменщика, 27 вольнонаемных мастеров и 103 ученика. При этом вместе с каменщиками ежедневно работало от 200 до 500 подсобников, взятых по вольному найму. Работа была тяжелая, заработанная плата — мизерная. Квалифицированный каменщик получал в день 6-8 денег («деньга» равнялась полкопейки), разнорабочий — 5-6 денег. Измученные непосильным трудом, валились от усталости приезжие люди, разбегались местные рабочие.

По городам и селам Поморья разносился клич биричей, сзывавший охочих людей (добровольцев) из числа тех, кому «каменное дело за обычай» и поденщиков подряжаться «вольною ценою» на стройку, кипевшую на двинской набережной. Как не похожа была северная окраина государства на великорусский центр! Там господствовали порядки Соборного уложения 1649 года, крестьяне были крещеной собственностью помещиков. А Север был классическим районом свободного (черносошного) крестьянства. Мужик не носил здесь крепостного ошейника. Он оформлялся на работу по найму и получал на руки заработную плату.

Строительством гостиных дворов руководил талантливый московский архитектор Дмитрий Михайлович Старцев. Скупые на комплименты официальные документы характеризуют его как человека, который «в каменном деле силу знает». За свои труды Д. М. Старцев получал «поденного корму» по 8-10 денег. Прибыв в Архангельск в 1671 году, он исправил ошибки своего предшественника Матиса Анцина и руководил грандиозной всероссийской стройкой до ее завершения.

Строительство гостиных дворов закончилось в 1684 году к 100-летию основания Архангельска. По архивным материалам «сия крепость… имела вид продолговатого четвероугольника… длиною с речной стороны 202 и с восточной 185, шириною от полуденной стороны 100 и от полуночной 98, а всего содержала в окружности 585 сажен, была о двух этажах с башнями по углам, и две посередине: на западной и восточной сторонах; разделялись во внутренности на три части стенами, из которых верхняя часть называлась русским гостиным двором, а нижняя, по течению реки Двины, немецким гостиным двором, в коем верхние палаты на набережном фасе занимала портовая таможня, и некоторые находились под клажею купецкою. Средняя же часть, между теми гостиными дворами, на набережную сторону, с бойницами и башнями, именовалась крепостная».

Стало быть, гостиные дворы состояли из трех частей, окруженных общей двухэтажной стеной. Центральная часть называлась каменным городом, или крепостью, южная — Русским городом (размером 168 х 192 м), северная — Немецким Гостиным двором (размером 128 х 192 м). Все три секции сообщались между собой внутренними входами, и каждая из них имела проезжие ворота к берегу по западному фасаду. В стенах дворов размещались торговые, складские и жилые помещения. Крепость этих помещений не имела. В лицевой части немецкого двора находилась таможня.

Весь комплекс сооружений имел шесть башен с различным количеством ярусов огненного боя. Четыре круглые стояли по углам здания и назывались «наугольными». Они выступали за линию стен, что давало возможность фланговым огнем перекрывать подступы ко дворам со всех сторон. Собственно крепость имела всего лишь две башни. Одна из них четырехгранная «раскатная» Орловская являлась, как выражаются специалисты, архитектурной доминантой всего сооружения. Самая высокая (со шпилем высота башни достигала 40 метров), оформленная нарядным декором Орловская башня находилась в центре двинской набережной над главными проезжими воротами. На моховой стороне возвышалась противостоящая ей башня с проезжими воротами, которые вели в слободы. На вооружении боевых башен крепости имелись пушки и пищали. В крепостной стене были прорезаны бойницы.

Архангельские гостиные дворы имели величественный вид. Внушительные и изящные, монументальные и легкие, они покоряли красотой силуэта, симметрией и совершенством пропорций. Гигант былых времен символизировал собой высокий уровень развития русской архитектуры, строительного искусства и изумительное мастерство народных умельцев-градодельцев. Даже московские дворы, которые заморские гости видели уже после архангельских, были меньше по размеру и скромнее по убранству.

Здание помнит молодого реформатора Петра I и юношу Михайло Ломоносова, еще не ставшего академиком. В 1694 году Архангельск посетил Петр I, часто бывал в Гостином дворе, наблюдал здесь за торговлей голландских, английских, датских и норвежских купцов.

Дворы совмещали в себе характерные черты крепостной, монастырской и гражданской архитектуры XVII века. Сооружение почиталось за крепость, и вместе с тем, было самым большим гостиным двором Российского государства того времени. Здесь производится оптовый торг с «заморьем», то есть странами Западной Европы. Соединяя в себе торговый центр с кремлем, гостиные дворы подняли авторитет Архангельска во внутренней и международной торговле и надежно защищали город от всяких военных случайностей.

Изменив архитектурно-художественный вид Архангельска, гостиные дворы сыграли и определяющую роль в дальнейшем формировании архитектурного облика города. Их градообразующее значение сказалось в том, что отныне к гостиным дворам привязались дороги и улицы, к ним лепились государственные здания и «обывательские строения». Город разрастался.

«Архангельск забыт».
Занятый продолжительной войной со Швецией, отягощенный постоянными государственными делами, Петр после 1703 года ни разу не навещал Архангельск. Но город не был забыт великим государем. Его и нельзя было ни забыть, ни оставить в тени в этот кипучий период войны и строительства.

В Архангельске действовал морской порт, проводились летние ярмарки, по-прежнему приходили с товарами иноземные купцы и выкачивали из России лес, хлеб, меха и смолу, лен-пеньку, икру и мед.

Петр беспокоился за Архангельск, — как бы король шведский не попытался еще раз учинить диверсию на крайнем русском Севере. За год до Полтавской баталии Петр, проявляя озабоченность, писал в Архангельск воеводе князю Петру Голицыну: «Понеже нам, великому государю, известно учинилось, что в пристанище Швецком Карлскроне приготовляется эшквадра кораблей воинских, в двадцати во шти [т. е. — 26] состоящая, и намеряют оную послать к городу Архангельскому, того ради указали мы, великий государь, по имянному нашему, великого государя, указу, быть тебе воеводе у города Архангельского; и в новопостроенных крепостях от нападения той неприятельской эшквадры во всякой осторожности и к отпору и супротивлению оной в готовности, и на малой Двине в крепости, також и в прочих устьях, по фортециям поставить пушки... Також поставить на воде в опасных местах прамы [паромы] с пушками, где пристойно и велеть учинить брандеры, и употребить к тому делу и управлению у Города обретающихся морских офицеров и матросов. Також для пополнения тамо ратных людей по указу собранных для отсылки к Москве рекрутов не посылать, а приверстать их в Двинские полки, и раздать ружье, и учить строю...»

В этом же указе не забыл Петр высказать свое попечение и о торговых — купецких людях, прежде всего об охране товарных запасов: «А для лучщего безопаства русским торговым людям указ, чтобы товары свои на мосту за гостиными дворами не клали в судах близких местах у Города не держали, а складывали бы те товары свои на обоих каменных гостиных дворах и меж ними сделанном каменном городе, около которых поставить бы тебе палисады...»

Воевода принял все зависящие от него меры к охране на случай обороны Архангельска. Однако шведы не решились послать свой флот на беломорский Север. Балтика, где вырастал и усиливался боевой флот Петра, отвлекала их и вызывала тревогу…
(Из книги Константина Кничева «Петр Первый на Севере. Повествование о Петре Первом, о делах его и сподвижниках на Севере, по документам и преданиям написано». Лениздат, 1973).



Характерной особенностью застройки Архангельска явилось расположение домов и улиц вдоль реки. К концу XVII века город вытянулся в длину на 5-6 километров и достиг на севере Кузнечихи. А в ширину он не превышал 700-750 метров. Поперечные улицы просматривались: с набережной Двины был виден противоположный конец улицы, обрывавшийся возле безбрежного торфяного пустыря.

Строительство гостиных дворов явилось для северян своеобразной школой каменного зодчества. В конце XVII века разворачивается первый тур культового каменного строительства: возводится кирпичная соборная церковь Михайло-Архангельского монастыря, закладываются Рождественская и Воскресенская церкви.

В XVIII веке, когда основная внешнеэкономическая деятельность была переведена в Петербург, Архангельский порт хиреет. Гостиные дворы мало использовались, в 1725 году, например, из 216 помещений купцам сдавались в аренду только 46. Гостиные дворы приходили в упадок, а у города не было достаточно денег на их ремонт. В Немецком Гостином дворе со временем разместилась таможня, а часть помещений в Русском Гостином дворе использовалась для хранения соли и вина, которые летом привозили в Архангельск.

В 1770-е годы здание признано аварийным и принято решение о его реконструкции. Наиболее обветшавшие части были разобраны, а кирпичи и известняковые плиты направлены на починку оставшейся части Русского Гостиного двора. Каменный город и Немецкий Гостиный двор были разобраны. Руины Немецкого Гостиного двора еще видны на фотографиях начала ХХ в., но и они впоследствии были разрушены.

Сооружение в конце XVIII в. претерпевает значительную реконструкцию. Набережный фасад приобрел «классические» черты в архитектурной стилистике того времени. В 1788 г. на новом фундаменте построили одноэтажное парадное здание Биржи с башенкой. Для биржевого зала была изготовлена специальная мебель, устроены камины. Во время навигации над башней поднимался флаг и зажигался фонарь. На месте Каменного города на новом фундаменте построены двухэтажные винные и соляные склады с башней по проекту архангельского губернского архитектора Михаила Березина. Он предполагал построить такое же здание перпендикулярно Северной башне. Однако из-за недостатка финансирования и строительных материалов работы были остановлены, и только в 1809 г. с большим трудом достроили первый этаж, а от возведения башни отказались. Сейчас это сооружение известно как соляные склады.

В первой половине ХХ в. были утрачены северная, восточная и южная части Русского Гостиного двора. Осталась лишь западная часть — вдоль набережной Северной Двины.

Тем не менее, сохранившийся комплекс — часть Русского Гостиного двора с Северной башней, биржей, соляными складами и шофом, расположенные в центре города на набережной Северной Двины, и сегодня производят неизгладимое впечатление.

В 1981 г. Гостиный двор был передан Архангельскому областному краеведческому музею. Проект реставрации и приспособления был утвержден Министерством культуры в 1986 г. Он разработан на весь комплекс, включая сохранившуюся часть Русского Гостиного двора, Северную башню, северный корпус и соляные склады.

В 1992 году начались реставрационные работы, но в 1995 приостановлены из-за нехватки средств, снова возобновлены в 1998, но вскоре опять были заморожены.

В 2006 году Гостиный двор был включен в областную программу «Культура Русского Севера (2006-2009)», по которой выделены средства на реставрацию. В 2008 году здание Биржи с центральной башней было отреставрировано и окрашено в желтый цвет.

И все же, каменный комплекс — часть русского гостиного двора с Северной башней, который находится в центре города на набережной, совершенно уникального творения ума и рук человеческих — сохранился до наших дней (дом № 86 по набережной Северной Двины) и сегодня выглядит величественно.

Между прошлым и будущим.
В Гостином дворе открылся после реставрации биржевой зал.

Фасад памятника архитектуры, выходящий на реку, преобразился. Полуколонны, своды окон, неброский, но выразительный декор — все выдержано в стиле зрелого классицизма.

Отреставрированный зал впечатляет размерами — тут и балы, и приемы можно устраивать. Все, что можно, реставраторы сохранили и укрепили, а системы вентиляции и отопления в помещении — новейшие.

«Семнадцатый век» в Гостином дворе ждет своей очереди, помещения в южном крыле памятника отреставрируют обязательно. Обновление северной башни, состоящей из трех ярусов, — задача для специалистов сложнейшая, да и дело затратное. Но для настоящих ценителей истории нет ничего невозможного.

Обновленный зал станет местом проведения торжеств, концертов. Его можно использовать и как выставочный. В скором времени будет готов реставрационный дизайн-проект оформления помещения.

В 2011 году грядет 300-летие Ломоносова, которое, несомненно, будет широко отмечаться всей Россией. И лучшим подарком к этому событию будет отреставрированный архангельский Гостиный двор.

The Directory
Citic Hotel Boracay
Счастье - это вдохновение!
SURFEST Russia
Второй Всероссийский Фестиваль культуры серфинга SURFEST Russia 2017
ДЕНЬ РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНЕРА 2017
15 июня состоится ежегодная красная дорожка "ДЕНЬ РОССИЙСКОГО ДИЗАЙНЕРА 2017" или
Дарим красоту и хорошее настроение
Поход в beauty - салон для любой женщины – это целое событие, своеобразная терапия (порой помогающая лучше, чем визиты к психологу), возможность полностью изменить себя, заставить окружающих взглянуть на тебя по-новому, примерить на себя шикарный образ и получить массу приятных эмоций.
Большой детский фестиваль
С 18 ноября по 4 декабря на нескольких сценах Москвы и Подмосковья будут показывать спектакли для детей.
Bikers Brothers Festival 2018
Событие лета - мотофестиваль «Bikers Brothers Festival 2018».
Незабываемая атмосфера!
Певица ЮТА
ДМИТРИЙ КОЛДУН
ДМИТРИЙ КОЛДУН ПОДРАЛСЯ ИЗ-ЗА ДЕВУШКИ С БОЙЦАМИ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ
Бокс против пагубных привычек
Иван Рудаков
Герои современной России:от Балтики до Сахалина
В новом телевизионном сезоне Discovery Channel представит цикл программ «Сделано в России»
©2018 Радиус Города