Олеся Савельева

Девушка-оператор, работающая в Голливуде
Наши соотечественники покоряют Голливуд даже на тех позициях, о которых мы не всегда догадываемся. Их можно увидеть не только в кадре, но и за кадром. Одна из них — Олеся Савельева, девушка-оператор, работающая в Голливуде. Олеся родилась в Екатеринбурге, но постигала азы профессии в США и сейчас живет в Лос-Анджелесе. Трейлер ее новеллы из альманаха «Селфимания» был представлен на Каннском фестивале, в проекте снимались Луис Мендилор («Моя большая греческая свадьба», «Зачарованные», «Друзья», «Рембо: последняя кровь»), Сергей Дорогов («6 кадров») и Сергей Белоголовцев («О.С.П.-студия»). В ее портфолио есть и полнометражный фильм «Проект Дороти», в главной роли Тим ДеЗарн («Хижина в лесу»). В то же время продолжает снимать и в России, одна из работ Олеси — музыкальный клип для Максима Галкина, Юлии Проскуряковой и Елены Есениной «Я мать».

Олеся, вы живете и работаете, снимаетесь в кино — в США. Как вы там оказались?

Первый раз я прилетела в США без плана, в надежде, что авось все само сложится и я буду работать в кино. Провела там два месяца, дважды работала на съемках ассистентом. И я поняла, что без базы никуда. Через год я прилетела в Лос-Анджелес, уже поступив в магистратуру по режиссуре. За первый год сняла 7 короткометражек, две из которых на 16-миллиметровую пленку. Делала все сама: писала сценарии, продюсировала, монтировала. Мы с однокурсниками помогали друг другу, кого-то я брала как оператора, кто-то —

меня. И тогда я впервые ощутила кайф от работы с камерой. Более того, с легкостью могу собрать и разобрать ее. Это как конструктор лего для меня. И я так загорелась операторской работой, что через год ушла с курса, поступила в другой университет (American Film Institute) на операторский факультет и получила степень магистра. Мое преимущество благодаря этому в том, что я знаю принципы работы всех цехов. Ну а сейчас я знаю свою роль на площадке, и это помогает мне эффективно распределять энергию.

Жить в США было вашей мечтой или это случилось неожиданно?

Жить в США я никогда не мечтала. Мечтала об Австралии — вечный серфинг, пляжи, солнце круглый год. Но когда я решила строить карьеру в кино, то выбор был очевиден — столица кинематографа Голливуд. Все, о чем я мечтала в Австралии, оказалось, есть и в Калифорнии!

Что было самое сложное, когда вы только начали работать в Америке?

Самое сложное было научиться понимать американский акцент, особенно когда тебе говорили в рацию. В Америке живут и работают люди со всего мира, у каждого свои особенности речи, а рация это еще ведь и искажает. О, как я быстро бежала к человеку, который меня о чем-то просил, чтобы только видеть и слышать его вживую! (Смеется.) Разбирать американский сленг среди шипения рации я научилась только через год учебы и работы на съемках!

Я сразу училась все делать по-американски, поэтому российская система и наименования для меня в новинку. В Лос-Анджелесе мы работаем по строгим правилам профсоюзов — любая задержка обеда или переработка обойдется продюсерам в большую сумму и множество жалоб. Поэтому все четко: через шесть часов нас всегда кормят, а еще через шесть — отпускают домой. В России мы как-то снимали клип два дня. Первый рабочий день длился 19 часов, второй — 17. Перерыв на сон был 5 часов. Мне такой график кажется сумасшедшим! Вместо креатива включается функция выживания. Хотя, конечно, и в России это тоже не норма. Меня всегда поражает высокая квалификация наших съемочных групп! Будь моя воля, я бы мою команду осветителей и механиков камеры из Екатеринбурга привозила бы в Лос-Анджелес на свои проекты!

То есть все-таки и на родине бываете и работаете?

Да! Обожаю снимать проекты в России, особенно в Екатеринбурге, где я родилась и выросла. Там очень много характера в людях и в самом городе! А еще я иногда провожу там мастер-классы, в том числе на Свердловской киностудии, и когда я видела горящие глаза ребят, мне хотелось поделиться всеми знаниями и опытом, что у меня есть! Я с удовольствием провожу мастер-классы для начинающих операторов и здесь, в Штатах.

Вы говорите, что в работе самое сложное было научиться понимать акцент, а что в бытовой жизни?

В жизни освоиться пришлось очень быстро, потому что учеба с первого дня занимала все время. Я очень благодарна своей подруге, которая прилетела со мной в Лос-Анджелес. Она помогла мне найти квартиру и машину (в этом городе без авто — никуда), пока я пропадала на учебе. Друзья — лучшая опора иммигранта! Первое время считала, что посиделки с друзьями — потеря времени. Сейчас понимаю, что это лучшее лекарство от стресса! Менталитет очень отличается, обычно россиян считают грубыми, потому что мы прямолинейны и не улыбаемся. Здесь любое взаимодействие построено на улыбке и взаимоуважении! А если я выхожу в новых кроссовках или с красивой прической, то без комплиментов не останусь!

Что нужно для того, чтобы переехать в США и попасть там в индустрию кино? Несколько шагов, которые должны сделать наши читатели, мечтающие об этом.

Если хотите снимать кино, то напишите или найдите сценарий и снимите его с друзьями в своем городе. Смонтируйте. Скорее всего, фильм получится ужасный. Но поймете, а точно ли вы хотите продолжать всем этим заниматься. Если ответ «да», то продолжайте снимать такие короткометражные фильмы. Если есть бюджет, приезжайте и снимайте в Лос-Анджелесе, так вы заведете знакомых из индустрии и освоитесь с местными нормами. В среднем короткий метр можно снять за 5 тысяч долларов. Для начала это можно делать даже с туристической визой (по ней можно жить в стране легально до полугода). Когда наберется хорошее портфолио (2-3 фестивальных фильма), разошлите его агентам. Когда появится заинтересованный агент, нужно будет оформить визу для работы. В этом поможет юрист. За то время, что вы будете нарабатывать портфолио, вы точно обзаведетесь друзьями, многие из которых так же переезжали из других стран, из России, у них точно есть те, кто поможет вам собрать нужные документы.

Второй путь — поступайте в университет (в том городе США, где будете жить), там заводятся все судьбоносные знакомства. Например, в моем институте учился Даррен Аронофски, и он до сих пор снимает все свои фильмы с оператором, который учился с ним на одном курсе. Что касается документов, то для этого нужно получить студенческую визу: поищите информацию на сайтах вузов и американского консульства.

Ну и дисциплинированно каждый день занимайтесь кино, повышайте свою экспертизу и набирайтесь опыта — это неотъемлемая часть развития любого профессионала. Знакомьтесь с людьми и рассказывайте им о своем деле. Первые проекты можно снять бесплатно, выкладывайтесь на двести процентов, и сарафанное радио обеспечит вам работу. Это гарантирует жизнь, полную удовольствия от занятия любимым делом и общения с единомышленниками. Оскар не гарантирован, но другие фестивали мира открыты для всех. В кино многое зависит от удачного случая. Если заниматься этим постоянно, то и удачный случай станет более вероятен.

Расскажите о самых ярких знакомствах в США. Знаменитости на каждом шагу?

Самое яркое знакомство в Америке у меня произошло с собой! Смешно, но это правда, тут понимаешь, кто ты и на что способен. Но если серьезно, то знаменитостей я почти не встречала… Пинк стояла как-то за мороженкой в очереди перед нами. Через год ее же я увидела в ресторане. Барбару Стрейзанд и Оуэна Уилсона встретила в итальянском ресторане на Санта Монике. Я как-то работала оператором бэкстейджа на закрытом мероприятии Джимми Киммела (местный «Иван Ургант»), и там было много знаменитых актеров — Джесси Айзенберг, Кевин Бэкон, Кэрри Вашингтон.

Расскажите о своих работах: самые яркие проекты в США, в России? Над чем работаете сейчас?

Сейчас мы заканчиваем цветокоррекцию моего полнометражного сай-фай-триллера «Проект Дороти». Главную роль сыграл Тим Дезарн, известный по фильму «Хижина в лесу». В сентябре я работала гафером (художником по свету) на фильме с Лорой Бекнер — актрисой из сериала «Неортодоксальная» и Деборой Энн Уолл из сериалов «Настоящая кровь» и «Сорвиголова». Это был потрясающе интересный проект, высокий уровень профессионализма чувствовался в каждой детали. Оператором была девушка, которая окончила тот же факультет, что и я, несколькими годами ранее. Опыт съемок у нее намного больше, и я была рада работать под ее руководством.

Сейчас я готовлюсь к съемкам полнометражного фильма со смешанным жанром: ужасы и комедия. Из-за пандемии проект перенесли на первый квартал следующего года. Но мы с режиссером периодически созваниваемся, делимся идеями о том, что и как будем снимать.

Как вы считаете, российское кино должно развиваться по своему направлению или пытаться «догнать» Голливуд?

Наши фильмы очень аутентичные! Не надо гнаться за Голливудом с точки зрения стиля съемки. Ведь тогда фильмы начнут быть похожими друг на друга. Возможно, по таким шаблонам стоит снимать комедии, но для серьезного кино важно наличие не только смелости, но и уникальности видения автора. А вот с точки зрения профсоюзов и отлаженной и разнообразной системы финансирования — нам можно перенять этот опыт.

Профсоюзы — это что?

У нас подобное было в советское время, когда, например, у актеров была гарантированная ставка, артист был защищен государством в правовом, юридическом аспекте. Сейчас у нас этого нет, а любые подобные коалиции — это частная инициатива. В США у всех цехов производств в кино есть профсоюзы, которые стоят на страже выполнения законов. Объединения есть у операторов, сценаристов, актеров, художников по костюмам, режиссеров и других категорий. Плюс все эти гильдии объединяет один большой профсоюз работников театра и кино. Конечно, можно работать вне гильдии, но тогда и оклад будет меньше, и уровень проектов ниже. Попасть на серьезную позицию в «профсоюзную» картину, не являясь участником профсоюза, невозможно.

Вы смотрите российские фильмы? А ваши американские друзья что-то знают о нашем кинематографе?

Мне очень понравился фильм Сергея Дворцевого «Айка».

А мой любимый российский фильм — «Кококо». Готова пересматривать его бесконечно. Мы устраивали для американцев показ «Приключений Шурика», и они смеялись. «Иронию судьбы» они смотрят на Новый год вместе с нами. А коллеги в кино, конечно же, знают фильмы Тарковского и Звягинцева.

The Directory
Международный детский фестиваль
Владимир Брилёв и Бедрос Киркоров возглавили жюри Международного детского фестиваля
Старт онлайн-продаж премиальных наборов EvoScent в России
Старт продаж премиальных наборов нишевой парфюмерии EvoScent в России состоится в начале лета. Наборы будут доступны к заказу на сайте, а в дальнейшем появятся и в парфюмерных бутиках
Россия глазами француженки
В декабре в пространстве Studio 77 на территории Трехгорной мануфактуры открылась выставка фотоколлажных работ «Россия глазами француженки» художницы-дизайнера Патрисии Дер Мегредитчан-Шабо. Продлилась она до середины января
«Неисправимый лгун»
Ярким и запоминающимся зрелищем получился спектакль «Неисправимый лгун» по комедийной пьесе талантливого хорватского драматурга Миро Гаврана.
Marimba Plus
Marimba Plus вот уже около 20 лет удивляет публику своим неповторимым стилем. Имея богатейший опыт, музыканты неизменно создают что-то новое, и каждый альбом – как открытие, откровение. Каждый концерт группа играет так, словно перелистывает страницу и пишет историю заново.
Anna Wolf
Почему бренд носит название ANNA WOLF? На самом деле все просто, я Анна Волкова, но решила использовать ANNA WOLF, чтобы в будущем выходить и на мировой рынок, и мне показалось, что такое название бренда будет более дерзким.
Арсений Кожухов
Доктор медицинских наук, профессор. Офтальмолог-хирург высшей категории. Стаж работы по специальности – 26 лет
Любава Трофимова
«Предновогодние приключения на Планете Добра»
3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» состоится премьера новогоднего детского мюзикла «Предновогодние приключения на Планете Добра».
Imperialis Orchestra исполнит Pink Floyd и Led Zeppelin
Компания «Новая Русская Классика» подготовила грандиозный подарок всем поклонникам классического британского рока – мультимедийный проект «ИМПЕРИЯ РОКА».
©2018 Радиус Города