Олеся Савельева
Девушка-оператор, работающая в Голливуде
Наши соотечественники покоряют Голливуд даже на тех позициях, о которых мы не всегда догадываемся. Их можно увидеть не только в кадре, но и за кадром. Одна из них — Олеся Савельева, девушка-оператор, работающая в Голливуде. Олеся родилась в Екатеринбурге, но постигала азы профессии в США и сейчас живет в Лос-Анджелесе. Трейлер ее новеллы из альманаха «Селфимания» был представлен на Каннском фестивале, в проекте снимались Луис Мендилор («Моя большая греческая свадьба», «Зачарованные», «Друзья», «Рембо: последняя кровь»), Сергей Дорогов («6 кадров») и Сергей Белоголовцев («О.С.П.-студия»). В ее портфолио есть и полнометражный фильм «Проект Дороти», в главной роли Тим ДеЗарн («Хижина в лесу»). В то же время продолжает снимать и в России, одна из работ Олеси — музыкальный клип для Максима Галкина, Юлии Проскуряковой и Елены Есениной «Я мать».
Олеся, вы живете и работаете, снимаетесь в кино — в США. Как вы там оказались?
Первый раз я прилетела в США без плана, в надежде, что авось все само сложится и я буду работать в кино. Провела там два месяца, дважды работала на съемках ассистентом. И я поняла, что без базы никуда. Через год я прилетела в Лос-Анджелес, уже поступив в магистратуру по режиссуре. За первый год сняла 7 короткометражек, две из которых на 16-миллиметровую пленку. Делала все сама: писала сценарии, продюсировала, монтировала. Мы с однокурсниками помогали друг другу, кого-то я брала как оператора, кто-то —
меня. И тогда я впервые ощутила кайф от работы с камерой. Более того, с легкостью могу собрать и разобрать ее. Это как конструктор лего для меня. И я так загорелась операторской работой, что через год ушла с курса, поступила в другой университет (American Film Institute) на операторский факультет и получила степень магистра. Мое преимущество благодаря этому в том, что я знаю принципы работы всех цехов. Ну а сейчас я знаю свою роль на площадке, и это помогает мне эффективно распределять энергию.
Жить в США было вашей мечтой или это случилось неожиданно?
Жить в США я никогда не мечтала. Мечтала об Австралии — вечный серфинг, пляжи, солнце круглый год. Но когда я решила строить карьеру в кино, то выбор был очевиден — столица кинематографа Голливуд. Все, о чем я мечтала в Австралии, оказалось, есть и в Калифорнии!
Что было самое сложное, когда вы только начали работать в Америке?
Самое сложное было научиться понимать американский акцент, особенно когда тебе говорили в рацию. В Америке живут и работают люди со всего мира, у каждого свои особенности речи, а рация это еще ведь и искажает. О, как я быстро бежала к человеку, который меня о чем-то просил, чтобы только видеть и слышать его вживую! (Смеется.) Разбирать американский сленг среди шипения рации я научилась только через год учебы и работы на съемках!
Я сразу училась все делать по-американски, поэтому российская система и наименования для меня в новинку. В Лос-Анджелесе мы работаем по строгим правилам профсоюзов — любая задержка обеда или переработка обойдется продюсерам в большую сумму и множество жалоб. Поэтому все четко: через шесть часов нас всегда кормят, а еще через шесть — отпускают домой. В России мы как-то снимали клип два дня. Первый рабочий день длился 19 часов, второй — 17. Перерыв на сон был 5 часов. Мне такой график кажется сумасшедшим! Вместо креатива включается функция выживания. Хотя, конечно, и в России это тоже не норма. Меня всегда поражает высокая квалификация наших съемочных групп! Будь моя воля, я бы мою команду осветителей и механиков камеры из Екатеринбурга привозила бы в Лос-Анджелес на свои проекты!
То есть все-таки и на родине бываете и работаете?
Да! Обожаю снимать проекты в России, особенно в Екатеринбурге, где я родилась и выросла. Там очень много характера в людях и в самом городе! А еще я иногда провожу там мастер-классы, в том числе на Свердловской киностудии, и когда я видела горящие глаза ребят, мне хотелось поделиться всеми знаниями и опытом, что у меня есть! Я с удовольствием провожу мастер-классы для начинающих операторов и здесь, в Штатах.
Вы говорите, что в работе самое сложное было научиться понимать акцент, а что в бытовой жизни?
В жизни освоиться пришлось очень быстро, потому что учеба с первого дня занимала все время. Я очень благодарна своей подруге, которая прилетела со мной в Лос-Анджелес. Она помогла мне найти квартиру и машину (в этом городе без авто — никуда), пока я пропадала на учебе. Друзья — лучшая опора иммигранта! Первое время считала, что посиделки с друзьями — потеря времени. Сейчас понимаю, что это лучшее лекарство от стресса! Менталитет очень отличается, обычно россиян считают грубыми, потому что мы прямолинейны и не улыбаемся. Здесь любое взаимодействие построено на улыбке и взаимоуважении! А если я выхожу в новых кроссовках или с красивой прической, то без комплиментов не останусь!
Что нужно для того, чтобы переехать в США и попасть там в индустрию кино? Несколько шагов, которые должны сделать наши читатели, мечтающие об этом.
Если хотите снимать кино, то напишите или найдите сценарий и снимите его с друзьями в своем городе. Смонтируйте. Скорее всего, фильм получится ужасный. Но поймете, а точно ли вы хотите продолжать всем этим заниматься. Если ответ «да», то продолжайте снимать такие короткометражные фильмы. Если есть бюджет, приезжайте и снимайте в Лос-Анджелесе, так вы заведете знакомых из индустрии и освоитесь с местными нормами. В среднем короткий метр можно снять за 5 тысяч долларов. Для начала это можно делать даже с туристической визой (по ней можно жить в стране легально до полугода). Когда наберется хорошее портфолио (2-3 фестивальных фильма), разошлите его агентам. Когда появится заинтересованный агент, нужно будет оформить визу для работы. В этом поможет юрист. За то время, что вы будете нарабатывать портфолио, вы точно обзаведетесь друзьями, многие из которых так же переезжали из других стран, из России, у них точно есть те, кто поможет вам собрать нужные документы.
Второй путь — поступайте в университет (в том городе США, где будете жить), там заводятся все судьбоносные знакомства. Например, в моем институте учился Даррен Аронофски, и он до сих пор снимает все свои фильмы с оператором, который учился с ним на одном курсе. Что касается документов, то для этого нужно получить студенческую визу: поищите информацию на сайтах вузов и американского консульства.
Ну и дисциплинированно каждый день занимайтесь кино, повышайте свою экспертизу и набирайтесь опыта — это неотъемлемая часть развития любого профессионала. Знакомьтесь с людьми и рассказывайте им о своем деле. Первые проекты можно снять бесплатно, выкладывайтесь на двести процентов, и сарафанное радио обеспечит вам работу. Это гарантирует жизнь, полную удовольствия от занятия любимым делом и общения с единомышленниками. Оскар не гарантирован, но другие фестивали мира открыты для всех. В кино многое зависит от удачного случая. Если заниматься этим постоянно, то и удачный случай станет более вероятен.
Расскажите о самых ярких знакомствах в США. Знаменитости на каждом шагу?
Самое яркое знакомство в Америке у меня произошло с собой! Смешно, но это правда, тут понимаешь, кто ты и на что способен. Но если серьезно, то знаменитостей я почти не встречала… Пинк стояла как-то за мороженкой в очереди перед нами. Через год ее же я увидела в ресторане. Барбару Стрейзанд и Оуэна Уилсона встретила в итальянском ресторане на Санта Монике. Я как-то работала оператором бэкстейджа на закрытом мероприятии Джимми Киммела (местный «Иван Ургант»), и там было много знаменитых актеров — Джесси Айзенберг, Кевин Бэкон, Кэрри Вашингтон.
Расскажите о своих работах: самые яркие проекты в США, в России? Над чем работаете сейчас?
Сейчас мы заканчиваем цветокоррекцию моего полнометражного сай-фай-триллера «Проект Дороти». Главную роль сыграл Тим Дезарн, известный по фильму «Хижина в лесу». В сентябре я работала гафером (художником по свету) на фильме с Лорой Бекнер — актрисой из сериала «Неортодоксальная» и Деборой Энн Уолл из сериалов «Настоящая кровь» и «Сорвиголова». Это был потрясающе интересный проект, высокий уровень профессионализма чувствовался в каждой детали. Оператором была девушка, которая окончила тот же факультет, что и я, несколькими годами ранее. Опыт съемок у нее намного больше, и я была рада работать под ее руководством.
Сейчас я готовлюсь к съемкам полнометражного фильма со смешанным жанром: ужасы и комедия. Из-за пандемии проект перенесли на первый квартал следующего года. Но мы с режиссером периодически созваниваемся, делимся идеями о том, что и как будем снимать.
Как вы считаете, российское кино должно развиваться по своему направлению или пытаться «догнать» Голливуд?
Наши фильмы очень аутентичные! Не надо гнаться за Голливудом с точки зрения стиля съемки. Ведь тогда фильмы начнут быть похожими друг на друга. Возможно, по таким шаблонам стоит снимать комедии, но для серьезного кино важно наличие не только смелости, но и уникальности видения автора. А вот с точки зрения профсоюзов и отлаженной и разнообразной системы финансирования — нам можно перенять этот опыт.
Профсоюзы — это что?
У нас подобное было в советское время, когда, например, у актеров была гарантированная ставка, артист был защищен государством в правовом, юридическом аспекте. Сейчас у нас этого нет, а любые подобные коалиции — это частная инициатива. В США у всех цехов производств в кино есть профсоюзы, которые стоят на страже выполнения законов. Объединения есть у операторов, сценаристов, актеров, художников по костюмам, режиссеров и других категорий. Плюс все эти гильдии объединяет один большой профсоюз работников театра и кино. Конечно, можно работать вне гильдии, но тогда и оклад будет меньше, и уровень проектов ниже. Попасть на серьезную позицию в «профсоюзную» картину, не являясь участником профсоюза, невозможно.
Вы смотрите российские фильмы? А ваши американские друзья что-то знают о нашем кинематографе?
Мне очень понравился фильм Сергея Дворцевого «Айка».
А мой любимый российский фильм — «Кококо». Готова пересматривать его бесконечно. Мы устраивали для американцев показ «Приключений Шурика», и они смеялись. «Иронию судьбы» они смотрят на Новый год вместе с нами. А коллеги в кино, конечно же, знают фильмы Тарковского и Звягинцева.