Новая жизнь старого здания

№2(57), февраль 2010
Рыцарский зал, Комната огнестрельного оружия, древковое, клинковое, защитное оружие.... Не музей — сказка.

В старину, перед тем как возводить здание, архитектор обязательно предоставлял заказчику модель будущей постройки с тем, чтобы тот мог составить пластическое представление о сооружении и, согласно своим вкусам, внести поправки иизменения в существующий замысел.

Модель могла быть целиком деревянной, и тогда единство материала непредполагало ее окраску. Чаще же только остов изготавливался из дерева, а в деталях использовали картон, бумагу, папье-маше, гипс, жесть и даже фарфор. В таком случае, разнородность материалов диктовала необходимость окраски макета. Модели делались раздвижными по продольному или поперечному сечению; в том случае, когда здание было симметрично по композиции, создавались модели лишь одной его половины. Часто нескрепленными становились отдельные части постройки — ее сегменты, стены или крыша, и зрителю предоставлялась возможность увидеть планировку отдельных помещений и их отделку.

В коллекции музея-заповедника «Царское Село» до начала Великой Отечественной войны числилось более сотни различных моделей XVIII — XIX веков, среди которых были и отдельно стоящие здания (парковые павильоны «Эрмитаж» и «Монбижу») и некоторые залы Екатерининского дворца, а также мосты и целые комплексы, например, Китайская деревня. Все, кроме одной — модели Большого Царскосельского дворца, выполненной в 1744 году по проекту архитектора А.В.Квасова, — погибли в годы оккупации. Сегодня это одна из старейших моделей, хранящихся в музейных коллекциях Санкт-Петербурга.

Давнее желание Государственного музея-заповедника «Царское Село» возродить традицию и интерес к архитектурным моделям помог осуществить Е.М.Ковалев, за полтора года создавший макет павильона «Арсенал» — «готической постройки», расположенной в пейзажной части Александровского парка.


Арсенал строился с 1819 по 1834 год по проекту архитектора А. А. Менеласа на месте разобранного охотничьего
павильона «Монбижу», возведенного иотделанного в 1747-1754 годах С.И.Чевакинским иФ.— Б. Растрелли. Работы по внутренней отделке неоготического здания закончил архитектор А. А. Тон. Интерьеры Арсенала были великолепны: стрельчатые окна сподлинными средневековыми витражами, приобретенными в Европе, изящные легкие витые колонны и росписи, украшавшие помещения, восхищали посетителей. В нижнем этаже Арсенала находились Библиотека, Большой зал, Кабинет идругие помещения. В каждой комнате были выставлены отдельные группы вещей, объединенные темой. В прихожей стояли, создавая иллюзию караула, манекены в доспехах; в Албанской комнате находились ценнейшие предметы из императорских собраний японского, китайского, персидского и турецкого оружия; у лестницы гостей встречала группа, изображавшая посвящение в рыцари; в Кабинете можно было видеть великолепные испанские, итальянские и немецкие шпаги; в Библиотеке размещалось огнестрельное оружие. Дверь из вестибюля выходила на парадную каменную лестницу, ведущую на второй этаж, центральным помещением которого являлся восьмиугольный Рыцарский зал. Здесь располагалась редчайшая военная коллекция. На двух этажах и на лестнице было размещено допяти тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия. Начало этому собранию положил император Николай I, а его сын, император Александр II, продолжил дело отца, приумножив коллекцию. В 1883 году по воле императора Александра III уникальное собрание было передано в Императорский Эрмитаж, где ныне частично экспонируется в Рыцарском зале.

Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям. В настоящее время создан проект возрождения памятника; после реставрации вАрсенале планируется разместить сохранившуюся часть коллекции оружия императора Николая I в рамках совместной с Государственным Эрмитажем экспозиции.

Макет Арсенала выполнен в масштабе 1 : 50 и имеет размеры 470 х 470 х 540 мм. Он раздвижной, состоит из двух частей, выполнен из традиционных и современных материалов: дерева, оргалита, картона, фанеры, меди, стали и окрашен акриловыми красками.

Снаружи модель представляет собой двухэтажное кирпичное здание счетырьмя шестигранными башнями. Стены башен завершены карнизами и зубчатыми парапетами. Наверху здания — площадка, также обрамленная парапетом. Больших трудностей при передаче внешнего облика здания не возникало — Арсенал снаружи достаточно хорошо сохранился, кроме того, по имеющимся в архиве фотографиям стало возможным восстановить отсутствующие фрагменты (оконные рамы, лестничные перила).

Внутреннее пространство Арсенала воссоздавалось в основном по описаниям (Комната огнестрельного оружия), рисункам А. Рокштуля (Рыцарский зал, Прихожая), рисунку великой княжны Александры Николаевны (Комната императрицы), фотографиям Т. Готье (Рыцарский зал), а также по сохранившимся фрагментам лепки и окраски и по существующим аналогам.

Самым ярким и впечатляющим является Рыцарский зал. Тщательно воспроизведены по размеру и цвету старинные русские знамена, украшавшие зал, ювелирно точно воссоздано древковое, клинковое изащитное оружие. Фигура всадника, изготовленная по фотографиям Т.Готье, благодаря существующим описаниям дополнена множеством мелочей, неразличимых на фотографиях. Так, удалось воспроизвести «индийский кинжал, или куттар, странной формы за поясом». Основой для изготовления фальконетов, располагающихся справа и слева от фигуры всадника, послужила гравюра 1899 года, выполненная порисунку К. Богданова; аналогами для рисунка паркета, деревянного декора зала и лепнины на потолке послужили рисунки А. Рокштуля ифотографии Т. Готье.

Из описания Большого зала напервом этаже Арсенала известно, что там находились доспехи иживописные полотна. В настоящее время эти полотна хранятся в Государственном Эрмитаже. При воссоздании отделки помещения, в большинстве случаев удалось показать именно те картины, которые исторически располагались на стенах, в тех же случаях, когда это оказалось невозможным, были подобраны аналоги, подходящие по сюжету, возрасту ишколе, с которых изготавливались миниатюрные копии.

Комната огнестрельного оружия воссоздавалась автором по описанию, так как изображения ее несохранилось. Согласно документу, вкомнате помещались ружья, пистолеты, изготовленные не ранее начала ХVIII века, причем располагались они на стенах и в стеклянных пирамидах; «около окна поставлены чучела в черногорском мужском иженском нарядах. Черногорец сружьем, ятаганом и пистолетами». Из описания комнаты также известно, что там находились погрудные портреты «Александра Фарнезского, герцога пармского, Людовика XIV и Карла XII», но в связи с тем, что в описании не указано, где точно они находились, на макете они расположены произвольно. Печь, существовавшая в помещении, в настоящее время утрачена, потому прообразом для нее послужила печь, находящаяся вПетергофе, в Большой Приемной павильона «Коттедж».

Современная модель Арсенала благодаря своей исторической точности и мастерскому исполнению займет достойное место в музейной экспозиции и положит начало делу воссоздания знаменитой коллекции моделей, некогда находившейся вимператорской резиденции.

Государственный музей-заповедник «Царское Село».

The Directory
Руслан Богатырев
«Обо мне говорят: «Суровый с виду, но с добрым сердцем»
«ФАБРИКА» ДОЖДАЛАСЬ ЗВОНКА ОТ МИХАИЛА ГУЦЕРИЕВА
24 апреля в эфире «Радио Дача» состоялась всероссийская премьера песни от группы «Фабрика» – «Позвони, будь посмелей», написанная на стихи Михаила Гуцериева.
Back to school
Коллекция Back to school от ТВОЕ: новый взгляд на дресс-код
Andgelina Di
Andgelina, откуда такой псевдоним? Все очень просто. Меня зовут Ангелина, а псевдоним складывается из моей фамилии и отчества. Фамилию трудно выговорить, запомнить еще сложнее. (Смеется.) Да, она красивая, но вот звучности в ней, на мой взгляд, мало. А вот Andgelina Di запомнить очень легко. Согласны?
Viva Espana!
Спектакли-победители самых престижных конкурсов Испании на XVI Международном фестивале фламенко Viva Espana!
Алекс Анохин: «Мне нужно все знать, все уметь, везде попробовать свои силы»
Алекс Анохин – певец, музыкант, телеведущий, артист мюзикла.
BABA YAGA поздравила фонд Оксаны Федоровой с 10-летием
Благотворительный фонд Оксаны Федоровой «Спешите делать добро!» отпраздновал свое 10-летие. Памятные статуэтки получили меценаты, звездные амбассадоры фонда и сама BABA YAGA; оказалось, что у главной Бабы Яги страны и благотворительного фонда очень много общего!
Флоральные мифы Эллады»
20 августа в Музее Русского Искусства, расположенном в Усадьбе Струйских в центре Москвы, состоялось VIP-preview персональной выставки «Флоральные мифы Эллады» московского художника Юлии Мамонтовой.
ДМИТРИЙ КОЛДУН
ДМИТРИЙ КОЛДУН ПОДРАЛСЯ ИЗ-ЗА ДЕВУШКИ С БОЙЦАМИ СМЕШАННЫХ ЕДИНОБОРСТВ
Старт нового сезона FollowTheFabrika
FollowTheFabrika вновь ищет таланты для выхода на мировой fashion рынок. 4 марта 2018 года fashion-проект от Марии Резниковой снова запускает свой масштабный конкурс, но с обновленной программой, условиями участия и новым календарем проведения ивентов! Событие пройдет в Corporate Innovations Hub, а именно в камерном зале крупнейшего технологического хаба России, расположенном на пересечении улицы Большая Полянка с Якиманской набережной - ATRIUM-HALL.
©2018 Радиус Города