Новая жизнь старого здания

№2(57), февраль 2010
Рыцарский зал, Комната огнестрельного оружия, древковое, клинковое, защитное оружие.... Не музей — сказка.

В старину, перед тем как возводить здание, архитектор обязательно предоставлял заказчику модель будущей постройки с тем, чтобы тот мог составить пластическое представление о сооружении и, согласно своим вкусам, внести поправки иизменения в существующий замысел.

Модель могла быть целиком деревянной, и тогда единство материала непредполагало ее окраску. Чаще же только остов изготавливался из дерева, а в деталях использовали картон, бумагу, папье-маше, гипс, жесть и даже фарфор. В таком случае, разнородность материалов диктовала необходимость окраски макета. Модели делались раздвижными по продольному или поперечному сечению; в том случае, когда здание было симметрично по композиции, создавались модели лишь одной его половины. Часто нескрепленными становились отдельные части постройки — ее сегменты, стены или крыша, и зрителю предоставлялась возможность увидеть планировку отдельных помещений и их отделку.

В коллекции музея-заповедника «Царское Село» до начала Великой Отечественной войны числилось более сотни различных моделей XVIII — XIX веков, среди которых были и отдельно стоящие здания (парковые павильоны «Эрмитаж» и «Монбижу») и некоторые залы Екатерининского дворца, а также мосты и целые комплексы, например, Китайская деревня. Все, кроме одной — модели Большого Царскосельского дворца, выполненной в 1744 году по проекту архитектора А.В.Квасова, — погибли в годы оккупации. Сегодня это одна из старейших моделей, хранящихся в музейных коллекциях Санкт-Петербурга.

Давнее желание Государственного музея-заповедника «Царское Село» возродить традицию и интерес к архитектурным моделям помог осуществить Е.М.Ковалев, за полтора года создавший макет павильона «Арсенал» — «готической постройки», расположенной в пейзажной части Александровского парка.


Арсенал строился с 1819 по 1834 год по проекту архитектора А. А. Менеласа на месте разобранного охотничьего
павильона «Монбижу», возведенного иотделанного в 1747-1754 годах С.И.Чевакинским иФ.— Б. Растрелли. Работы по внутренней отделке неоготического здания закончил архитектор А. А. Тон. Интерьеры Арсенала были великолепны: стрельчатые окна сподлинными средневековыми витражами, приобретенными в Европе, изящные легкие витые колонны и росписи, украшавшие помещения, восхищали посетителей. В нижнем этаже Арсенала находились Библиотека, Большой зал, Кабинет идругие помещения. В каждой комнате были выставлены отдельные группы вещей, объединенные темой. В прихожей стояли, создавая иллюзию караула, манекены в доспехах; в Албанской комнате находились ценнейшие предметы из императорских собраний японского, китайского, персидского и турецкого оружия; у лестницы гостей встречала группа, изображавшая посвящение в рыцари; в Кабинете можно было видеть великолепные испанские, итальянские и немецкие шпаги; в Библиотеке размещалось огнестрельное оружие. Дверь из вестибюля выходила на парадную каменную лестницу, ведущую на второй этаж, центральным помещением которого являлся восьмиугольный Рыцарский зал. Здесь располагалась редчайшая военная коллекция. На двух этажах и на лестнице было размещено допяти тысяч единиц холодного и огнестрельного оружия. Начало этому собранию положил император Николай I, а его сын, император Александр II, продолжил дело отца, приумножив коллекцию. В 1883 году по воле императора Александра III уникальное собрание было передано в Императорский Эрмитаж, где ныне частично экспонируется в Рыцарском зале.

Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям. В настоящее время создан проект возрождения памятника; после реставрации вАрсенале планируется разместить сохранившуюся часть коллекции оружия императора Николая I в рамках совместной с Государственным Эрмитажем экспозиции.

Макет Арсенала выполнен в масштабе 1 : 50 и имеет размеры 470 х 470 х 540 мм. Он раздвижной, состоит из двух частей, выполнен из традиционных и современных материалов: дерева, оргалита, картона, фанеры, меди, стали и окрашен акриловыми красками.

Снаружи модель представляет собой двухэтажное кирпичное здание счетырьмя шестигранными башнями. Стены башен завершены карнизами и зубчатыми парапетами. Наверху здания — площадка, также обрамленная парапетом. Больших трудностей при передаче внешнего облика здания не возникало — Арсенал снаружи достаточно хорошо сохранился, кроме того, по имеющимся в архиве фотографиям стало возможным восстановить отсутствующие фрагменты (оконные рамы, лестничные перила).

Внутреннее пространство Арсенала воссоздавалось в основном по описаниям (Комната огнестрельного оружия), рисункам А. Рокштуля (Рыцарский зал, Прихожая), рисунку великой княжны Александры Николаевны (Комната императрицы), фотографиям Т. Готье (Рыцарский зал), а также по сохранившимся фрагментам лепки и окраски и по существующим аналогам.

Самым ярким и впечатляющим является Рыцарский зал. Тщательно воспроизведены по размеру и цвету старинные русские знамена, украшавшие зал, ювелирно точно воссоздано древковое, клинковое изащитное оружие. Фигура всадника, изготовленная по фотографиям Т.Готье, благодаря существующим описаниям дополнена множеством мелочей, неразличимых на фотографиях. Так, удалось воспроизвести «индийский кинжал, или куттар, странной формы за поясом». Основой для изготовления фальконетов, располагающихся справа и слева от фигуры всадника, послужила гравюра 1899 года, выполненная порисунку К. Богданова; аналогами для рисунка паркета, деревянного декора зала и лепнины на потолке послужили рисунки А. Рокштуля ифотографии Т. Готье.

Из описания Большого зала напервом этаже Арсенала известно, что там находились доспехи иживописные полотна. В настоящее время эти полотна хранятся в Государственном Эрмитаже. При воссоздании отделки помещения, в большинстве случаев удалось показать именно те картины, которые исторически располагались на стенах, в тех же случаях, когда это оказалось невозможным, были подобраны аналоги, подходящие по сюжету, возрасту ишколе, с которых изготавливались миниатюрные копии.

Комната огнестрельного оружия воссоздавалась автором по описанию, так как изображения ее несохранилось. Согласно документу, вкомнате помещались ружья, пистолеты, изготовленные не ранее начала ХVIII века, причем располагались они на стенах и в стеклянных пирамидах; «около окна поставлены чучела в черногорском мужском иженском нарядах. Черногорец сружьем, ятаганом и пистолетами». Из описания комнаты также известно, что там находились погрудные портреты «Александра Фарнезского, герцога пармского, Людовика XIV и Карла XII», но в связи с тем, что в описании не указано, где точно они находились, на макете они расположены произвольно. Печь, существовавшая в помещении, в настоящее время утрачена, потому прообразом для нее послужила печь, находящаяся вПетергофе, в Большой Приемной павильона «Коттедж».

Современная модель Арсенала благодаря своей исторической точности и мастерскому исполнению займет достойное место в музейной экспозиции и положит начало делу воссоздания знаменитой коллекции моделей, некогда находившейся вимператорской резиденции.

Государственный музей-заповедник «Царское Село».

The Directory
РЕТРИТ – ТРАНСФОРМАЦИЯ для ЖЕНЩИН
4-16 января 2020
«Предновогодние приключения на Планете Добра»
3 декабря 2016 года в Культурном центре «Москвич» состоится премьера новогоднего детского мюзикла «Предновогодние приключения на Планете Добра».
Сергей Вольный и НАСТАСИЯ «Несольный концерт 2»
19 апреля 2017 года в 19.30 в Джаз-клубе «Кино» состоится «Несольный концерт 2» авторов-исполнителей Сергея Вольного и НАСТАСИИ. Это совместное мероприятие двух разноплановых артистов, которые объединили свои сольные выступления в один большой концерт и собираются устроить настоящий праздник поклонникам, друзьям и коллегам по творческому цеху.
Безумный Лесник, антикафе
Первые антикафе в России начали появляться с 2010 года. За семь лет существования на нашем рынке появились сотни кафе подобного формата. Концепция антикафе состоит в том, что посетитель платит за время, проведенное в кафе, а не за еду, которую разрешается приносить с собой, и услуги. Впервые данный формат был опробован в 2003 году в американском Солт-Лейк-Сити. В культурной столице – Санкт-Петербурге достаточно развита эта ниша, об этом рассказал один из основателей антикафе «Безумный Лесник» – Александр Лачихин.
Мюзикл МАЯКОВСКИЙ
Теона Дольникова исполнит роль Лили Брик в городском мюзикле МАЯКОВСКИЙ
ЮТА
Дебютировав в 2000 году, собрав группу и добившись признания благодаря релизу второго альбома «Хмель и солод», родившаяся в Свердловске певица, автор и исполнитель своих песен Юта успешно зарекомендовала себя как хитмейкер.
Picasso: Dentro y Fuera
«Пикассо: Снаружи и Внутри»
Сокровище Купера
ВАЖНЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ АРТЕФАКТ ВРЕМЕН КОЛУМБА УДАЛОСЬ УВИДЕТЬ ИЗ КОСМОСА
Marianna Mira
Marianna Mira – певица, поражающая не только вокальными данными, но и уверенной жизненной позицией. Она стремится к концептуальности, пытаясь воодушевить людей на новые свершения своим творчеством. Marianna с детства увлекалась пением: в раннем возрасте она пела в главном хоре телевидения и радиовещания. Главным вдохновителем для нее стал отец – гитарист и мечтатель, он открыл своей дочери красоту и безграничность музыки. Переосмыслять трудности – жизненное кредо этой хрупкой девушки, внутри которой бушуют сумасшедший темперамент и желание доказать слушателям безграничность человеческой энергии.
Алиса Лобанова
Вице-президент группы компаний САКС, учредитель федеральной розничной сети магазинов детских игрушек, генеральный директор ООО «Складские Инвестиции», ООО «Сакс Принт», основатель благотворительного проекта «Поделись ДоброТОЙ», общественный деятель, художник.
©2018 Радиус Города