Николай Богачев – известный кинооператор. Он работал на самых интересных отечественных проектах последних лет: снимал такие сериалы, как «Метод», «Триггер», «Пищеблок», «Троцкий», «Шерлок в России», и многие другие. Свою карьеру в кино он начал в 2003-2004 годах, с тех пор Николай Богачев принял участие в 20 картинах. Последним громким достижением кинооператора стало получение престижной награды в категории «Лучшая операторская работа» за нашумевший многосерийный проект «Триггер». Самыми интересными моментами в карьере оператора Николай Богачев делится с преданными читателями.
Николай, когда началась ваша карьера?
Моя карьера началась практически сразу после поступления в кинематографический институт. Точнее между первым и вторым курсом, когда у нас началась практика. Я сразу попал на полнометражную картину в операторскую группу к очень опытному оператору. Все для меня в этот момент было новым. Несмотря на то, что за плечами уже был какой-то опыт учебы, лекции преподавателей, рассказы о кино, просмотры лент, обсуждения. Не могу сказать, что мне было просто: я попал в слаженную команду и не всегда понимал, почему все происходит так, а не иначе. Но мне хватило пары недель, чтобы освоиться и понять, как снимается кино, как происходит работа на съемочной площадке и как работает команда.
Помните свою первую работу?
Первой работой, которая принесла удовлетворение, стал дипломный проект «Старая новая Росси» (с ударением на «о»). Росси – это маленькая улочка в Питере, на котором располагается балетное училище им. Вагановой. Это черно-белая работа, она побывала на многих фестивалях, в том числе на Кинотавре, кинофестивале в Дубае. На нее было много положительных откликов, после показов мне звонили режиссеры, предлагали совместные проекты. Можно сказать, что это была успешная дипломная работа.
Какой своей работой или достижением гордитесь больше всего?
Пусть прозвучит нескромно, я горжусь всеми работами, дорожу ими и их ценю. Я никогда не соглашался участвовать в проектах, сразу казавшихся мне неинтересными. Поскольку привык вкладывать душу, делать все с большой самоотдачей.
Расскажите о своей награде за операторскую работу в «Триггере».
Да, действительно, этот проект получил множество премий в самых различных категориях, начиная от «Лучшего актера» и заканчивая «Лучшей операторской работой». Было приятно оказаться в списке победителей на IX премии АПКиТ.
Позвольте вас поздравить с профессиональными достижениями еще раз. Назовите три самые любимые видеокартины. И почему именно они?
Вышедшая еще в 1962 году комедия «Обгон» итальянского режиссера Дино Ризи. «Кирпич» Райана Джонсона. Конечно же, Джим Джармуш и его «Пес-призрак: путь самурая». Назову еще три легких фильма, которые я люблю пересматривать: «Укрощение строптивого» с Адриано Челентано и Орнеллой Мути, «11 друзей Оушена» и первая часть «Мальчишник в Вегасе».
Как относитесь к советскому кинематографу?
Советский кинематограф, безусловно, очень хороший. Мы все учились на нем. Все люди, которые учатся снимать кино, делают это в том числе на примерах советского кинематографа. Один из моих любимых сериалов советского времени – «Жизнь Клима Самгина».
Следите ли за зарубежными коллегами? Чему стоит у них поучиться, а чему им у нас?
Всегда есть чему учиться. Очень активно сегодня развивается казахский кинематограф. Режиссер Адильхан Ержанов, с которым мне удалось поработать, является ходячей энциклопедией кинематографа, он знает массу фильмов, ориентируется на них, но при этом создает свое уникальное кино. У него всегда есть чему поучиться, потому что он большой автор. Есть немало казахских авторов, которые снимают сериалы. Я уж молчу про западных и восточных коллег, у которых всегда есть чему поучиться. На мой взгляд, главное, чему стоит поучиться, это делать все всерьез и с полной отдачей. Не думать, что ты делаешь что-то маленькое и местечковое, а там, где-то все по-другому. Нужно стараться делать все с ощущением, что ты творишь уникальный мир.
Любите ли снимать вне работы?
Я очень люблю снимать, но вне работы в данный момент этого не делаю, потому что проекты идут один за другим. Между ними редко бывают перерывы. Для того чтобы захотеть снимать, нужно на какое-то время перезагрузиться, чтобы в голове появилось свободное пространство от мыслей о работе. Последние годы такого свободного пространства нет, все мысли в основном сосредоточены на проектах. Сейчас снимать что-то, помимо работы, мне не удается.
В таком случае, как проводите свободное время?
Люблю путешествовать по стране, особенно по нашим маленьким городам. Главное, чтобы поездка была во время отпуска. Ведь если я нахожусь во время рабочей поездки, то времени куда-то сходить, ознакомиться с достопримечательностями – совсем нет. Другое дело — поездка в свободное время. Можно увидеть больше из того, что не замечал раньше. Другой способ занять свободные минуты — спорт, люблю бегать.
Какой своей работой или достижением гордитесь больше всего?
Пусть прозвучит нескромно, я горжусь всеми работами, дорожу ими и их ценю. Я никогда не соглашался участвовать в проектах, сразу казавшихся мне неинтересными. Поскольку привык вкладывать душу, делать все с большой самоотдачей.
Вы получили награду за самую лучшую операторскую работу, ставили такие проекты, как «Метод» и «Пищеблок», сотрудничали с известной компанией «Среда». Пожалуйста, дайте пару советов новичкам о том, как стать мастером камеры.
Каждый оператор должен не просто управлять камерой. Этого будет недостаточно. Во-первых, операторам практически всегда приходится совмещать сразу несколько функций: общаться с людьми, искать общий язык с режиссером, искать новые решения. Во-вторых, чтобы добиться мастерства, нужно постоянно практиковаться, несмотря на весь свой солидный опыт. Это и есть главные составляющие успеха.