Пальмин Игорь

Один из самых известных советских и российских фотографов, больше всего известен своими работами об архитектуре в стиле модерна и символизма, также большой серии фотографий из Чечни. Долгое время снимал для журнала «Другое искусство», а сейчас проходит его персональная выставка в центре фотографии им. братьев Люмьер.
На фото: Пальмин Игорь
Пальмин Игорь
Как вы пришли в фотографию?
В фотографию я пришел еще в студенческие годы. Я начал увлекаться ей еще с пятидесятого года. С фотолюбительства все и началось.
Пишут, что ваша карьера фотографа получила свое развитие после прихода в фотоклуб «Новатор».
Ничего подобного. Новатор – это 1965-1966 годы. Я и до этого печатался в журналах.

Почему вы пришли именно в архитектурную съемку? Что повлияло?
Архитектура меня интересовала всегда, и потихоньку она начала появляться и в моих любительских снимках. В 1971 году я начал работать в штате. Я много снимал архитектуру, но это еще не было моей профессией. Позже я начал сотрудничать с «Декоративным Искусством», потом постепенно развивался дальше. У меня была связь с архитекторами, художниками, которые меня приобщили к декоративному и архитектурному искусству. Потом я короткое время сотрудничал с Вячеславом Полещуком, он меня взял в институт. Тогда и появились у меня первые заказы на архитектурную съемку. Пока я сам пытался, я вначале даже не понимал, что такое архитектура, не понимал, что это жанр со своими законами, со своими требованиями. Я вообще очень люблю архитектуру, люблю смотреть.

Как работает свет в архитектуре?
Архитектура дома – это то же самое лицо. Здесь все похоже. Все так же, как повсюду. Есть фактура, объем, как лепнина. В архитектуре свет играет такую же роль, как и в портрете, как в натюрморте. То, что позволяет оптимально передать объект или, наоборот, не показать. Потом он дает очень богатый материал, потому что есть масса всего в архитектуре. Детали – тот же натюрморт, поверхность – фактура, объем – тоже важная вещь.
У вас есть серия работ, сделанных в Чечне. Эта серия сильно отличается от большинства ваших других серий. Она живая.

А вы видели?
Да, видел. В них очень много жизни.

Можно узнать, как рождался этот проект?
У меня появился заказ от издательства «Искусство» по съемке памятников культуры в Чечено-Ингушетии. Был список, в общем, небольшой. В то время выпускалась серия книг, похожая на путеводитель. Серия еще довоенная, немецкая. Были такие черные книжки небольшого формата.
Я выехал в Чечню. Естественно, у меня были какие-то опасения, в прошлом я – геолог. Я был оператором и отчасти был авантюрным человеком. Я понимал, что буду не в городе жить. Я думал не о культурных различиях, а о том, что буду среди людей депортированных. У меня была карта, фотокопия, причем она была сделана не с точным масштабом, потрясающая, дореволюционная. Местные старики, когда ее видели, просили: «Дай! Дай! Дай!» Там были даже тропинки указаны. И вторая карта тоже до начала 20-х годов. В общем, меня завезли в одно место, естественно, письмо, обком, добросили меня в то место, где как раз начиналась вторая Чеченская война, рядом с границей с Дагестаном. Там были довольно угрюмые люди, разместили меня от сельсовета. Я поснимал, попробовал. Но не шло. Погода не та была, все не то. И я понял, что мне надо от сопровождающих оторваться. Я договорился с хозяевами дома, что останусь у них еще на одну ночь.
В общем, я взял и смылся ото всех. Это было действительно авантюрно. Когда я шел до одного места, которое надо было отметить, там тоже особо нечего было снимать. Но уже как-то вжился, начал понимать, разговаривать. Попадаю я в Пуанкале, там я с октябрятами прошелся, там мало чего было. Список дали такой, где все объекты были расположены у дороги. Две башни, еще чего-то. Я вернулся в Грозный, а оттуда меня в другое место забрасывают. Потрясающая фотография есть, сделанная в 95-м местным сообществом географического общества России. Они прошли тем же маршрутом, через Хайбаш вышли на озеро Казанчаш. В общем, я заболел этим местом. Дошел дотуда, там остановился, нашел контакт с местными, мне подсказали, где как пройти. Встретил пастухов, они накормили меня. И пошло развитие этой цепочки.
Я шел по осыпи, все под ногами сыпется, у меня кофр, рюкзак, штатив, все это не приспособлено. Вернулся в Москву, вроде бы выполнил все, кроме Ингушетии, и сразу же вернулся. Начал там же, в Пуанкале, через пасеки, по всей этой цепочке, вышел туда, куда мог. Шел, шел и шел. Потом вышел на границу с Ингушетией. А на другой стороне перевал – Ингушетия. Там и решил заночевать, чтобы утром с новыми силами пойти. В итоге ночью начал лить дождь, я кое-как пробрался под насыпь, кое-как улегся, а с утра проснулся – все бело. Там и просидел два дня. Курево почти кончилось, плюс я часть припасов потерял, пока ночью перебирался туда. Так и прошел этот маршрут. Поэтому история – это даже не репортаж или что-то еще, это была жизнь среди них. А потом я в 80-м поехал туда с семьей в отпуск. Километров 50 мы прошли. Это стало частью моей биографии. Я с ними жил. До сих пор на фейсбуке есть у меня хорошие знакомые оттуда. Один из них уехал в Турцию. Мне чеченцы шлют разные благодарности.

Выставка, которая сейчас проходит в Центре фотографии имени братьев Люмьер, называется «В сторону Света». Как проходил отбор работ для нее?
Я вот сейчас, когда занимаюсь архивом, сортирую свои снимки по разным принципам их. И там же я сформировал такой отдел – светоархитектура. Это просто выбирались те кадры архитектурные, где свет играл разные функции. Я трактую свет здесь не как освещение – можно или нельзя снимать, а как свет живет в предложенных ему архитектурой обстоятельствах. В некоторых случаях архитектура выступает как ловушка для света. Они тут тоже разные. Есть работы, где откровенно виден свет, где он скрывает детали. А в плане самого помещения, расположения работ я смотрел по ритмичности. Например, Шехтелевская лестница, которая центрует, и от нее отходят вправо, влево другие кадры.

Вы в последние годы отошли от самой съемки, как вам это удалось?
Мне это удалось сложно. Я больше не смог работать. У меня стало плохо с ногами. А перед этим был инфаркт, шунтирование, и потом ноги стали себя совсем неуверенно чувствовать. Но сын помог, помог с освоением компьютера, и я смог осмысленно заняться архивами. Я бы с радостью променял работы с архивами и занялся фотографией. Я бы и сегодня с радостью пошел на съемку, но не уверен, что сейчас в состоянии снимать. Сейчас уже совсем другие принципы и другие способы, методы съемки, все совершенно по-другому. Когда я снимал тот же модерн, я снимал в основном его месяцев пять. Кроме того, в общем сейчас организация совершенно другая. Разрешения на съемку. Раньше с этим проще было.

The Directory
«ПИКАССО: Снаружи и Внутри»
22 марта 2017 года, 19.00, ММДМ, Театральный зал
THEMOSCOWLIFE&BUSINESSAWARDS
27 ноября в Москве в пятизвездочном клубном отеле KorstonClubHotel состоялась первая премия THEMOSCOWLIFE&BUSINESSAWARDS.
Мужские костюмы Kanzler
Гардероб современного мужчины – визитная карточка его повседневного или делового образа.
Россия глазами француженки
В декабре в пространстве Studio 77 на территории Трехгорной мануфактуры открылась выставка фотоколлажных работ «Россия глазами француженки» художницы-дизайнера Патрисии Дер Мегредитчан-Шабо. Продлилась она до середины января
СМА выиграл грант Президента РФ
Союз московских архитекторов вошел в число победителей конкурса грантов Президента РФ на развитие гражданского общества с проектом «Идентичность в типовом»
Неделя моды в Москве: мода будущего уже сегодня
С 24 по 29 октября в Гостином дворе пройдет 38-я «Неделя моды в Москве. Сделано в России», организатором которой выступает Ассоциация Высокой моды и Прет-а-порте при поддержке МИНПРОМТОРГ России.
Самые распространенные причины расставания супругов
Выстроить счастливые гармоничные отношения по силу не каждому. Часто случается так, что кажущаяся идеальной семья вдруг распадается. Даже самые удачные пары расстаются. 
Тамара Кутидзе
Новая песня – лучший подарок певицына свой день рождения
THE FASHION HOME & INTERIORS AWARDS
В Москве прошла первая международная премия THE FASHION HOME & INTERIORS AWARDS
Спасти, пока не поздно!
Discovery Channel и WWF проводят кампанию во «ВКонтакте» в поддержку амурских тигров. В акции приняли участие L`One, Алексей Ягудин, Алексей Кортнев и Денис Клявер.
©2018 Радиус Города