Мужчины: Олешко Александр

№3(46), март 2009
Беседовала: Марина Заблудовская, Фотограф Александр Чернышев
Досье: Александр Олешко, российский актер, 32 года. Один из участников телевизионного проекта «Большая разница» на Первом канале.
На фото: Олешко Александр
Мужчины: Олешко Александр
«Центр Москвы, «Балчуг», за окном Кремлевские звезды, два диктофона в сумочке — я готова, я абсолютно готова к интервью. Как я сейчас этого Александра Олешко «за грудки» да на лопатки! Вот возьму и выведаю все секреты. Он у меня еще попляшет»… Дорогие журналисты, если кому-нибудь из вас перед интервью подобная блажь в голову лезет, значит, вы — уж простите – «лопух».

Лично я себя именно так и почувствовала, когда мой герой обрушил на меня поток живых, метких, ироничных и абсолютно искренних комментариев, приправленных мгновенной актерской импровизацией. А уж как он умеет попадать в точку! Итак, только для вас в эфире сейчас «прозвучит» композиция «Ай да Олешко, ай да… прелесть!».

Эзотерические нотки
Сейчас часто говорят об идущей полным ходом эпохе матриархата. Этому есть множество подтверждений, и самое яркое — активное проявление женщин по всем жизненным направлениям, особенно в социальной сфере. На этом фоне все чаще звучит мысль о том, что мужчины превращаются в изнеженных и инфантильных существ, а женщины, наоборот, приобретают все больше мужских качеств. Как вы думаете, если женщина встает «за штурвал», дает ли это мужчине повод расслабиться и сдать свои лидерские позиции? Должен ли мужик оставаться мужиком, и что для этого нужно?

Собственно, вы своим вопросом сами на него и ответили. Безусловно, мужчина должен оставаться мужчиной, а женщина — женщиной — это так банально, так просто… Но, наверное, именно так нужно ответить в данный отрезок времени, когда перепуталось абсолютно все. Это не просто эпоха матриархата, а период какого-то сумасбродства, какой-то бесполезной, ненужной суеты, которая убивает все настоящее и искреннее. Это эпоха слепоты и глухоты. Это эпоха какого-то глобального душевного заболевания. И в первую очередь — эпоха одиночества.

Когда мужчина и женщина поменялись друг с другом ролями? Я не могу назвать этот страшный день и страшный час, но факт очевиден. Мужчины, конечно, растерялись, когда началась перестройка, потом пришло время красных пиджаков и золотых цепей на шее, а потом можно было все приватизировать кому-то, что-то, как-то и так далее, и так далее.

В какой-то момент женщины взяли на себя абсолютно все, чего не должны были брать. Они повесили на свою шею, взгромоздили на хрупкие плечи «пирамиды» и понесли, как какой-то дом с проблемами, обязанностями, тем самым как бы подтверждая, что русская женщина и коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет, и что так оно и должно быть. Меня, честно говоря, это пугает. Я наблюдаю за всем этим как бы со стороны, боясь включиться в процесс.

У меня была такая история в личной жизни: как-то я репетировал дома и учил текст (тогда я еще был женат). Вдруг из соседней комнаты донеслись странные стоны. Думаю, что же там такое происходит. Открываю дверь и вижу, как моя жена Оля двигает огромный шкаф. Я говорю: «Оля, что ты делаешь, неужели нельзя меня позвать?» Она отвечает: «Ну ты же сейчас занят, ты работаешь, учишь текст. Я сама…» Вот где этот момент, когда женщина вдруг решила, что она сама? Это совершенно неправильно! Я просто не знаю, как объяснить, что это неверно, не понимаю, не нахожу слов, не нахожу точной интонации. Это очень болезненная тема.

Сильные размышления о слабостях
Понятие «мужская слабость» существовало во все времена, но в каждую отдельную эпоху трактовалось по-разному. В чем заключается «мужская слабость» лично для вас?
У меня встречный вопрос, что значит «мужская слабость» для вас, как для женщины?

Для меня? Одна фраза: неумение и нежелание мужчины нести ответственность. Теперь ваша очередь.
Хм… Интересно. Я соглашусь с вами. Знаете, мне часто задают вопросы в духе: «А как вы считаете, мужчина должен плакать или не должен?» Я всегда думаю: «Что за бред!» Мужчина — это тот же человек, что и женщина. И если у него есть Богом данные слезные каналы, железы, значит, они должны функционировать.

А если подойти к понятию слабостей с другой стороны. Ведь человеческие слабости можно разделить на психологические (или слабости характера) и на слабости предпочтений, коими мы все обладаем вне зависимости от пола, например, слабость к шоколаду, красивым машинам и т. д.
Слабости? Какие же у меня слабости? Вы знаете, какая интересная история — то, что для меня естественно, может показаться кому-то слабостью. Для меня, например, большая радость, счастье и редкость обнаруживать талантливых и по-настоящему красивых людей. Их как будто бы нет сейчас, словно они все пропали куда-то, спрятались. Вокруг столько страшных людей, у которых нет цели, нет энергии, нет понимания того, как жить, как любить — одни вопросы. Моя слабость в том, что я «коллекционирую» приятные ощущения, приятных людей. Я храню все это в своей памяти. И эту «коллекцию» у меня никто не отнимет, никто не разворует. Ее невозможно продать, она внутри меня. Это те люди, которые меня питают, вдохновляют. Другие слабости? Хм... Особо вредных привычек у меня нет…

Ответственность? Я более чем ответственный мужчина. Мне как-то неловко об этом говорить, но есть как минимум семь человек, которые живут, в самом прямом смысле этого слова, только потому, что живу я. Это касается не только того, что я занимаюсь их материальным обеспечением, но я просто «с ними» — помогаю словом, вниманием, присутствием, если нужно — советом. И для меня это естественно. Кто-то удивляется, а для меня это нормально.

Слабости… Что же это такое? Например, сон — моя слабость. А с другой стороны — простая необходимость. Я спать люблю очень, но сплю мало, мне времени не хватает. Я как Фигаро: трудолюбив по необходимости и ленив до самозабвения. Что еще? Ну я, например, сентиментальный человек. Если я вижу что-то красивое и талантливое, если слушаю какую-нибудь особенную музыку или смотрю фильм, или вижу передачу, я могу запросто заплакать — и это слезы радости, счастья… Кто-то скажет: «А че это ты тут ревешь. Да ладно, ты же мужик. Че ты, мужики не плачут».

Абсолютно субъективное замечание. Мне кажется, что есть мужчины, в которых очень много женского: женских черт, женской энергии, женских манер, в конце концов. Эти мужчины очень чувственны, они живут ощущениями, тонко подмечая малейшие движения чужой души.

Вы правильно сказали: «Мне кажется». Вам, действительно, кажется. Думаю, что я мужчина в пятьсот раз больше, чем огромный мужик, мужичина. Я много работаю, я несу ответственность не только за себя, но и за ближайших родственников, и за тех людей, о которых я говорил ранее. В остальном это некий стереотип, непонятно кем придуманная формула: что-то должно быть ТАК, а вот это ТАК, — что здесь женская энергия, а здесь мужская. Мне кажется, что каждый человек — маленькая планета, индивидуальная, особенная, неповторимая история, поэтому подбивать все под одну гребенку бессмысленно.

О пародиях начистоту: беседа двух «чайников», один из которых профессионал
На мой взгляд, мужчине актеру просто необходимо быть чуточку «слабым». Слабым в значении пластичным. Ведь актер — это глина, из которой лепится образ. Особенно важно это при создании пародий. Вот сейчас вы входите в творческий коллектив программы «Большая разница» — масса перевоплощений, множество чужих масок — сложно ли быть «глиной» и чего стоит каждое преображение?

Начнем с того, что я не очень люблю, когда артисты рассказывают, как трудна и тяжела их жизнь и профессия. И как вообще это физически сложно. Но надо действительно признать и открыть секрет тем, кто не в курсе: для того чтобы быть артистом, актером нужно обладать недюжинным здоровьем и силой воли, а также умением составить список большого количества ограничений в своей жизни, чтобы эта система работала на тебя. Ничего нового я тут не открою. Есть масса людей в нашей профессии, которые по причине своего нездоровья сошли с дистанции, потому что не сумели правильно распределить собственную энергию и силы. Они, в самом прямом смысле слова, сгорели на работе, сгорели в этом огне перевоплощений и бесконечных поездок, бесконечного недосыпа, жизни в поездах, самолетах, машинах.

А как нужно правильно распределять энергию?
На этот вопрос есть замечательный ответ. Мой педагог, художественный руководитель курса, где я учился, постоянно повторял мне эту фразу: «Биография актера складывается не только из тех ролей, которые он сыграл, но и из тех ролей, от которых он отказался». Это очень интересная история, как на тебя влияют роли и как ты влияешь на них.

Но вернемся к «Большой разнице». Один артист мне сказал: «Да как ты можешь!.. Это же недостойно актера — принимать участие в какой-то телевизионной ерунде». А Владимир Валентинович Меньшов, наш знаменитый режиссер-оскароносец и гениальный актер, увидев меня в ресторане ЦДЛ, обнимал меня и говорил какие-то особенные слова про участие в этом проекте. Я его спросил: «Что же мне делать? Продолжать?» Он ответил: «Конечно, продолжай!» Этот человек понимает, что сейчас время такое – нет комедий, нет по-настоящему интересных фильмов в жанре, которые смогут не просто развлечь зрителя, а останутся документом сегодняшнего временного среза, общества, ситуации в политической жизни… Фильмы-сказки, как, например, «Ирония судьбы», — это же придуманные сказки, их почему-то пока не умеют создавать так, чтобы они полюбились зрителю и остались навсегда. Поэтому, понимая, что я живу здесь и сейчас, и сегодня, в этом времени, я участвую в таком проекте, который появился благодаря усилиям Александра Цекало и Константина Эрнста. Мне было предложено там поучаствовать. Я подумал: ведь это же прекрасная возможность для моего актерского хулиганства – возможность освободиться от тех накопленных наблюдений за людьми и за своими коллегами, которые я должен отдать людям, как это ни пафосно звучит. Лишь тогда я буду заполняться чем-то новым и интересным. Более того, примечательно, что я ведь на них не делаю пародии, я никогда не думал, что это пародия. Это некий дружеский шарж. Я хочу напомнить зрителям (и, кстати, своим персонажам), что они часто являются заложниками того образа, который был создан даже не ими, а телевизионным каналом или передачей. Они сами очень отличаются от того, что они делают в эфире. То есть получается такая двойная задача — рассказать, что человек интересный, тут же посмеяться вместе с ним над тем, что он делает. Третья задача — я освобождаюсь от энергии и реализую себя как комедийный артист. Четвертая задача — я не пошло, не с юмором ниже пояса, а легко, играючи дарю зрителям хорошее настроение.

Как бы вы для себя определили пародию — что это? Александр Песков, например, во всех интервью подчеркивает, что он работает в жанре синхробуффонады. Существуют ли какие-то жанры, подвиды пародий? Объясните мне как «чайнику».
Я «чайник» номер два. Я тоже не знаю. Я не пародист, я актер, который каким-то странным образом работает в этом жанре плюс играет в театре, снимается в кино и любит еще и телевидение. Что-то вам рассказать специальное, теоретическое — да не мое это дело, ничего я в этом не понимаю, книг не пишу. Могу вам лишь сказать, что у меня отношение к пародиям и пародистам довольно странное — я ничего не вижу в этом выдающегося. Мне кажется гораздо круче, говоря современным языком, ценнее и интереснее найти свое собственное лицо. Правда? Я к себе спокойно отношусь и считаю пародию вообще вторичным жанром. Ты найди свое лицо, делай свое дело. И если ты его делаешь хорошо, то можешь похулиганить и сделать еще пародию. Поэтому для меня очень важно, что я работаю еще и в театре, и в кино. Пародия — это не смысл моей жизни. Это клиника, когда люди начинают хвастаться очередной пародией. Хочется спросить: «Ну а у тебя самого есть имя и фамилия?»

Или вот, скажем, сейчас все твердят: кризис, кризис — взяли и закрыли программу «Смешарики», но зато понаделали тучу кулинарных программ непонятно зачем. Да вы замучили уже готовить на каждом канале! Мне тоже предлагали сделать большое кулинарное шоу, но я сказал нет, уж лучше буду готовить новые пародии, а не еду.

В каждом деле есть понятие ответственности. Пародии – очень деликатная вещь, здесь важно не перегнуть палку. К сожалению, свобода слова и самовыражения привела к тому, что сейчас актерам позволительно выставлять напоказ изъяны конкретного человека, так сказать, пародия «перешла на личности». Неужели никому не приходит в голову, что герою пародии, возможно, будет обидно или больно. Скажите, Александр, есть ли границы, за которые вы никогда не выйдете, предъявляя зрителю образ другого человека?

Хочу вам сказать на будущее по поводу переживаний за героев пародии. Знаете, есть такое выражение: «Молния бьет только в высокое дерево». Поэтому если на человека делают пародию, это значит, что он сделал что-то такое исключительное, из ряда вон выходящее. Что касается границ, конечно, они есть, и их много. Сложно сразу сообразить без конкретного примера, но вот, скажем, на одной из репетиций программы «Большая разница» мне предложили сыграть пародию на одну из ролей фильма «Обитаемый остров». Я отказался, потому что, безусловно, есть какие-то этические границы. Ведь я сам снимался в этом фильме и видел, как работали люди, как они теряли свое здоровье. Я видел желание сделать интересное кино. Что вышло на выходе, это уже судить зрителям, критикам, обсуждать я это не буду. Что еще я не позволю себе: ругаться матом в кад-ре. В юморе мне нравится момент недосказанности, намеков, полунамеков, полутонов, когда зритель додумывает за тебя репризу, когда внутри себя ее продолжает, когда вмес-те с тобой рожает. Юмор в лоб — это не мой юмор. Нельзя, разумеется, смеяться над болезнью, над какими-то физичес-кими недостатками.

Александр, вы прекрасно вживаетесь в женские образы. Интересно, какие женские черты как внешние, так и внут-ренние даются легко, а чего ни один мужчина никогда не сможет сыграть?
Видите ли, в чем дело, сыграть женщину — это очень сложная и ответственная история. Если со стороны кажется: вот я нацеплю клипсы, надену парик и приклею ресницы — вуаля — женщина готова. Ничего подобного. Это другая история, это другая суть, это другое поведение изнутри. И у меня есть абсолютно гениальные «глыбы», вершины меры того, как уникально играли женщин замечательные актеры: Аркадий Райкин, Олег Табаков, Александр Калягин и другие. Я столько раз смотрел и не понимал, как они это делают. Вы, может быть, не поверите мне, но я сам иног-да смотрю на то, как сыграл, и думаю: «Хм… Интересно, как же это я сделал?» А вот я вам расскажу как! Это из истории «как вы делаете пародии» — теоретизируем. Дело в том, что я вижу всех этих людей, в том числе и женщин, которых пародирую, сначала внутри себя. Тех женщин, на которых я делал пародии, я навидался вот столько (приставляет ладонь к горлу). И это же очень интересно. Смотрите, в быту все люди, даже если они не имеют отношения к актерству, на самом деле гениальные актеры. Посмотрите, как талантливо они врут друг другу или как показывают кого-то в узком кругу. А поставь перед ними камеру и скажи «повтори», он стушуется: «Нет, ну как это, я не могу…» Вот в этом разница между профессионалом и непрофессионалом. Просто профессионал, у которого написано в трудовой книжке «актер», может это закрепить и показать. Поэтому открыть вам какую-то тайну, как я создаю женские образы, не смогу. Вообще это азартно. Я так скажу, если мне самому смешно, то стопроцентно будет смешно зрителю. Прежде всего образ идет от сути, а не от желания показать: «Вот я сейчас губы себе накрашу и буду женщиной». А у обывателя интерес, прежде всего, именно с этой стороны.

Небольшое журналистское хулиганство под занавес
Ваш образ вызывает у женщин умиление и едва ли не материнский восторг, это можно проследить по комментариям в гостевой книге на вашем сайте. Иногда вы так похожи на милого херувима (вспомним фотографию на сайте), что так и хочется умиляться. Разбейте столь приторный образ, расскажите об Александре Олешко — настоящем мужчине, который может выйти из себя, сверкнуть глазами в гневе, заткнуть обидчика за пояс.

Я иногда могу так сказать или посмотреть, что будет плохо всем вокруг. И иногда это из меня выпрыгивает, но это касается работы или какой-то всеобщей неадекватности вокруг. Такое количество людей в мире выпускает из себя этого самого зверя. Каждому свое, и культивировать в себе какие-то жесткости бессмысленно, на мой взгляд. Да, я могу изобразить на сцене такого «крутого чувака», но это же не мое. Я хочу своим присутствием на планете (застенчиво улыбается) приумножить то лучшее, доброе, легкое и светлое, что есть, и то, чего, к сожалению, многие не замечают. А я показываю своей собственной жизнью следующее: «Дорогие друзья, покой есть, счастье есть, любовь есть, взаимная любовь есть, творческая энергия есть, обаяние есть, радость общения есть, ощущение праздника от жизни есть, есть ощущение полноты от каждого дня. Это все у меня есть». Какие-то перетягивания в другой полюс не нужны и неинтересны. Я вам хочу сказать, что почти два года своей жизни потратил на то, что общался не с теми людьми, прошел и вредные привычки, и вообще страшные вещи, но очень скоротечно. И когда я увидел своими глазами, как спивают душу, скуривают мозг, продают свой талант, переступают через себя и наступают на горло своим принципам, и тем самым уничтожают себя как планету, я понял, что это совершенно не моя история. Я хочу жить так, как я чувствую. И вот эти крылья за спиной на моем сайте — это всего лишь ирония, некая метафора, призыв, если хотите: «Давайте бросим ходить по грязи, по лужам. Давайте полетаем, поднимемся чуть-чуть и посмотрим на это сверху».

Но при этом я не какой-то восторженный идиот, который всегда улыбается, всегда рад и т. д. Нет, я человек переживающий, иногда рефлексирующий, иногда трудно с чем-то справляющийся внутри, но все же — справляющийся. Это важно! А есть люди, которые очень быстро сдаются, легко опускают руки и больше никогда не поднимают – это самое простое. У каждого человека есть этот выбор: либо ты сдаешься, либо, как Мюнхгаузен, вытягиваешь себя за волосы.

The Directory
Авторская мебель
В подавляющем большинстве случаев владельцы недвижимости не тратят время и деньги на покупку изысканных гарнитуров. Это наиболее привычная практика: покупка мебели фабричного производства. Между тем, существует авторская мебель, которая выделяется среди скучных и не выразительных изделий.
Back to school
Коллекция Back to school от ТВОЕ: новый взгляд на дресс-код
Большая круговая дегустация GRAPE
…Почти 2 000 бутылок вина и шампанского, более 1000 гостей, тонна льда для охлаждения вина и напитков, разнообразная фуршетная линия из множества видов закусок и 7 часов дегустационного нон-стопа.
Группа INIMA
Алина Забродина, Карина Притченко и Анастасия Бажукова с раннего детства увлекались пением. Девушки обладают прекрасными голосами, именно талант и целеустремленность привели их в мир шоу-бизнеса.
Фестиваль Турции пройдет в России
Фестиваль Турции пройдет с 14 по 16 июня 2019 года в самом центре Москвы – в парке «Красная Пресня». Фестиваль проводится в рамках перекрестного Года культуры и туризма России и Турции и организован при поддержке Департамента культуры города Москвы, Министерства культуры и туризма Турции и Посольства Турции в России. Более 150 участников фестиваля – артистов, певцов, танцоров, поваров и ремесленников представят москвичам культуру и традиции Турции.
Юта
Юта провела генеральную репетицию юбилейного концерта
Успешные девушки получили награды!
В Москве отгремела церемония вручения премии Successful Ladies Awards!
Как удержать мужчину - рыбу
Каждая женщина желает не просто очаровать мужчину, а удержать его рядом с собой на всю жизнь. И тогда в ход идут все мыслимые и немыслимые средства. А ведь достаточно всего лишь положиться на древнейшую науку – астрологию.
Ресторан Моя кузина
Любимый ресторан многих необычных сообществ
STAR GENERATION
В Московском парк-отеле «Империал» прошел осенний этап Международного детского фестиваля исполнительских искусств STAR
©2018 Радиус Города