Кафе с немыслимым меню

№5(48), май 2009
Николай Ямской
В стране, отгороженной от всех «железным занавесом», любое проявление свободы жестоко каралось, но «джазом опаленные» существовали и там.
Кафе с немыслимым меню
В октябре 1961 года столицу СССР сотрясли два, вродебы совершенно разноплановых, но, как позже прояснилось, очень даже связанных друг с другом эпохальных события. В Москве прошел внеочередной ХХ съезд правящей КПСС, а на ее главной улице открылось кафе с ранее совершенно немыслимым «меню». Как ни старались, но главным «блюдом» в нем оказалась не еда, амузыка. Причем такая, которую до этого несколько десятилетий подряд официально подвергали всяческим гонениям и запретам.

Вмертвой тишине, новбодром темпе.
Потогдашнемуобычаю, съезд преподнеслинародукак«величайшеесобытие века». Однако по-настоящему историческим сталопринятое нанем решение вынестителоСталинаизМавзолея. Приэтом исполнение практически обогналооглашение. Зарешение проголосоваливпоследний день работы съезда— 31 октября. А гроб стелом вождявстрашной тайне извлеклинаружуиперезахоронилинакануне ночью. Никаких торжеств при этом не было. Еслине считать торжеством тотфакт, что у генералиссимуса сначала по-хозяйски срезали с мундира все золотые «цацки» итолькопотом спешнозакопалиуКремлевской стены.

Гримасы отечественного«реабилитанса».
Междутем, относительнонеподалекууже две неделивоткрытом кафе «Молодежное» (угол нынешней Тверской-Ямской иВасильевской) «рубили» джаз. Получилось внекотором роде даже символично. Еще вчера, по мудрому указанию «отцанародов» этамузыка, заодносгенетикой икибернетикой, была зачисленавразряд «продажных девокимпериализма». Ивотневероятное: Сталинавторичноотправляливпоследний путь, причем не только«набис» от вчерашних соратников, но и под жизнеутверждающие джазовые ритмы. Потом, правда, вождясталиде фактореабилитировать. Зато и «антисталинская музыка», уже, таксказать, де юре, не сиделавподполье. После «Молодежного» джаз вМоскве скорозазвучал ивдругих молодежных точках…

Поезд наЧаттанугу.
Те, ктовэтих кафе играл, ите, ктоих слушал, вобщем-тосошли именносэтогопоезда. Двигал еговиртуальный паровичокподChattanooga Choo Choo идругие заводные, сразуставшие шлягерами, мелодииизкиномюзикла«СеренадаСолнечной долины». В1941году эта, выдвинутая сразу на три оскаровских номинации, картинапровожалаамериканских солдат навойну. Ипользовалась там бешеным успехом даже уврага. Несколькокопий было тайком закупленодлярейхсканцелярииГитлера: их крутиливподземном бункере вовремябомбежек. После победы, внаборе с другими трофейными фильмами «Серенада…» появилась всоветском кинопрокате. Так, искрометнаямузыкакомпозитораГарриУорренаввеликолепном исполнении джазового оркестраГленнаМиллера, сочинившегодляфильмалишь одну, нозатопрямо-такиэпохальную вещь Moonlight Serenade («Серенадалунногосвета»), повстречалась ссоветским зрителем.

Лучиксолнцав«тридевятом царстве».
Встране, вкоторой совторой половины 1920-хгодов весь неприспособленный подсоветскую идеологию джаз официально«опускали», обрекаяеголучших исполнителей играть вресторанах икинотеатрах междусеансами, такое сталонастоящим потрясением. Особеннодлямолодых людей, довольнорано, что называется, «опаленных джазом». Таких, например, каквыпускникмузыкальной школы приМосковской консерваторииЮрий Саульский или школьник Алексей Козлов. Первый вте послевоенные годы только-толькоразменял «двадцатник». И, какмог, удовлетворял свой профессиональный интерес, перебиваясь игрой нааккордеоне, восновном вдвух составах: вквинтете-сикстете ЛеонидаГеллера, натанцплощадке вПарке Горькогоивмузгруппе ЯнаФренкелявбыстронабиравшем моду«Коктейль-холле». Такогопонятия, какдрайв, тогдапосоветскую сторону«железногозанавеса», считайте, не было. Абылото, чтовыразительноотлилось лагерной стихотворной строчкой уЮзаАлешковского: «Аможнолисчитать развратом, когдалюбовь под автоматом?»

Фарт подназванием «оттепель».
ЛешаКозловбыл уже изследующегопоколения. «Поезд наЧаттанугу» эти ребятазахватиливмладших классах. Именнотогда, мажорно прогрохотав мимоних накиносеансах, он, казалось, бесследноинавсегдаисчез. Но, ан нет! Этиритмы, правда, вполуподпольном варианте, вернулись кребятам всреднем школьном возрасте. И для кого как, нодляЛешивдруг сталироднее, чем стукфутбольногомяча. Встаршеклассниках серьезное увлечение джазом, междупрочим, спаслоАлексеяотчрезмерногоувлечения«стиляжничеством». Очень скоро ортодоксальные стиляги, кое-какподсмотревшие свой «стиль» через щелкив«железном занавесе», стали Алексею неинтересны. Слишком уж сильноотих агрессивногосамострока итусовочных бравад на«хатах» и в «Коктейль-холе» разилопровинционализмом. Поэтомувинституте емусталиближе «штатники», которые, в отличие от «самопально лобающих», однозначнопредпочитали«фирму». Тоесть еслиодежду, то настоящее «made in…», еслиджаз, тоизпервоисточника— программы «Голоса Америки» (Music USA). Правда, чтобы все этотогдараздобыть, требовались невероятные ухищрения. Нотут изКремляпрописалистране «политическую оттепель», котораявесьмавэтом направлениипомогла.

«Бронепоезд» заворачивают вТеннесиили«совпаршив» внокдауне.
Самым ярким пятном той поры стал Московский международный фестиваль молодежиистудентов1957года. Буквальнотолькочто и казалось, навсегда, прочноупакованнаяв«совпаршив», столицавдруг празднично помолодела отвеселой раскованностиодетых владную «джинсу» юных посланцевпланеты. Ананекоторых концертных площадках городадаже заиграл джаз. Матерых политических бойцов с раритетного бронепоезда «ЦККПСС» этизавезенные иностраннымигостямиупругие ритмы никакне поколебали. Зато где-то в унисон завибрировал их кадровый комсомольский резерв. Тем, дабы не ударить вгрязь лицом перед прогрессивной молодежью мира, вечноправящаяпартиясоветскогоначальствадоверилаидейно-культурноопекать на фестивале своих сверстников. Однако«партотцы» опрометчивозабыли, чтоих «комдети» сами из послевоенного мальчишника. И, сталобыть, еще задолго до начала своей комсомольской карьеры, такилииначе, нотоже «подсели» наджазовый экспресс. Аон, между прочим, «пилил» навсех парах не куда-нибудь, а в Чаттанугу(штат Теннеси).

Первые ласточки.
То, чтоуже приподготовке кфестивалю, некоторые кураторы иих подшефные спелись, длялегальной встречиотечественных джазменовсосвоей аудиторией имелорешающеезначение. Благодаряэтому, уже в1956годуЮрию Саульскомуудалось создать приЦентральном доме работников искусств (ЦДРИ) молодежный ансамбль, который почтицеликом состоял изимпровизаторов. Биг-Бенд ЦДРИпользовалсябешеным успехом. Иочень достойно выступил нанебольшом джазовом конкурсе, который врамках фестиваляпроходил вбывшем Доме кинонаПоварской улице. Случившееся было почти беспрецедентно. После десятковлет гоненияджаз встране вышел изподполья.

Далееуже свое слово, вплане попытоксоздать встолице нечтовроде джаз-клуба, попытались сказать энтузиасты-единомышленникиАлексеяКозлова. Ему, тогдауже набирающемусилуджазовомусаксофонисту, даже удалось немногопоиграть сосвоим квинтетом впервом изтаких клубов. Он камерно существовал вДКэнергетиковнаРаушской набережной.



«Осторожно! Мечты сбываются!»
Будущее, казалось, внушалоотечественномуджазу, атакже еготолько-тольконачинающей формироватьсяаудитории, надежды. Ктомуже в1960году вМоскве планировалось проведение очередногомеждународногомолодежногофорума. Иегокомсомольским организаторам позарез требовалось «что-то эдакое дляатмосферки». Однаконаэтотраз номер не прошел. «Старшие товарищи» отзатеиотмахнулись. Аклуб наРаушской прихлопнули. Казалось, железный занавес сновастал опускаться. Новдруг случилось то, чтоеще сравнительнонедавносамым безбашенным джазовым фанатам из ликвидированного в1955году «Коктейль-холла» казалось прекрасной иневероятнодалекой мечтой, джаз сначалазаиграливтолькочтооткрытом кафе «Молодежное». Авслед заним ивнескольких других кафе, расположенных всамом центре Москвы. Кактакое моглослучитьсяивочтовылилось, расскажу в следующий раз.

The Directory
Оксана Барских, телеведущая
Как побороть страх публичных выступлений
KAZNA
Экс-солистка группы «ВИА Гра» поздравила с выходом клипа певицу KAZNA
THE FASHION HOME & INTERIORS AWARDS
В Москве прошла первая международная премия THE FASHION HOME & INTERIORS AWARDS
Рискнём
Новый трек Миры уже доступен для скачивания в iTunes и Apple Music
Максим Никиткин
Руководитель лейбла Major Music Максим Никиткин рассказывает о том, как не бояться конкуренции в сфере шоу-бизнеса, развеивает мифы о заоблачных ценах и объясняет, как стать популярным, доверив продвижение профессионалам.
Olga Grinyuk
Сказка от российского дизайнера
16 февраля - Крокус Сити Холл
Мы приглашаем Вас на грандиозный праздник Музыки и Любви в день Святого Валентина. Это событие в Крокус Сити Холл — прекрасный повод сделать своей любимой девушке незабываемый подарок: удивительное представление.
Как избавиться от бессонницы
Недостаток сна негативно влияет на многие сферы нашей жизни. Но, самое страшное то, что это разрушает наше здоровье и в долгосрочной перспективе может привести к развитию различных серьезных заболеваний. 
Anna Wolf
Почему бренд носит название ANNA WOLF? На самом деле все просто, я Анна Волкова, но решила использовать ANNA WOLF, чтобы в будущем выходить и на мировой рынок, и мне показалось, что такое название бренда будет более дерзким.
Greek Бузуки
Благотворительный праздник «Greek Бузуки» собрал средства для фонда «Миссия»
©2018 Радиус Города