Из истории Архангельска.

№5(48), май 2009
От Манифеста 1861 года до наших дней.
В прошлом номере мы остановили наш рассказ на праздновании в честь торжественного объявления Манифеста 19 февраля 1861 года. Отмена крепостного права в России, несомненно, благоприятно сказалось на развитии Архангельска, в частности ускорила промышленное развитие города.

В 1861 году открылось регулярное пароходное сообщение Архангельск — Соловки. Рейсы первого парохода «Вера» продолжались 20 — 24 часа. Вскоре начали ходить еще два парохода — «Надежда» и, позднее, «Соловецкий». До 1910 года постоянного расписания на линии не было. А в 1895 году началось регулярное пассажирско-грузовое сообщение между Архангельском и устьем реки Печоры. Рейсы совершал пароход «Норденшельд».

В 1881 году в Архангельске образовано общество любителей музыки. Общество создало оркестр, устраивало музыкальные вечера. Были собраны библиотека музыкальных произведений и коллекция музыкальных инструментов. Устав общества был утвержден Министерством внутренних дел, что свидетельствовало о благонадежности организации. Возглавлял общество А. Н. Тощаков.

В августе 1892 года было создано Архангельское общество трезвости, главной целью которого было путем проведения культурно-просветительской работы «противодействовать чрезмерному употреблению спиртных напитков». Общество открыло бесплатные библиотеки для народа: в1894году — в Соломбале, в 1901 году — при чайной на городском рынке, в 1907 году — на Быку. Эта библиотека-читальня носила имя известного в Архангельске М. А. Колчина (считалась загородной).

В 1890 году в вечернее время город освещался 787 керосиновыми фонарями, которые зажигались с середины августа до появления снега, с 1905 года — с августа по март.

В 1909 году на Троицком проспекте и набережной было установлено электрическое освещение. В 1897 году в Архангельске начала действовать первая телефонная станция. Она была смонтирована в здании почтамта. (Здание сохранилось, в нем размещается областной комитет по телевидению и радиовещанию.) Коммутатор имел сто номеров, а к концу 1915 года телефонная сеть города насчитывала 780 абонентов. В 1903 году в центральной части Архангельска пущен в эксплуатацию водопровод, длина его магистрали — 16,5 версты. Работами по сооружению водопровода руководил опытный инженер У. Э. Таубенгейм. В 1907 году Архангельск первым в России открыл регулярное автобусное движение. Инициатором этого был инженер Н. Н. Белый. Автобус курсировал по маршруту от Архиерейской до конца Троицкого проспекта, далее — в обратном направлении по набережной. Проезд на автобусе был в шесть-семь раз дешевле, чем на извозчике. К 1917 году автобусы имели многие учреждения города, а также частные лица.



В 1881 году при винокуренном заводе товарищества «Сурков и Шергольд» была установлена одна рама для распиловки досок, через два года завод стал двухрамным, на нем работали 23 человека. К концу 1913 года предприятие имело 14 «быстроходных» двухэтажных лесорам, на нем работали до 850 человек. После интервенции и гражданской войны — это лесопильный завод №3, а в настоящее время — Архангельский Ордена Ленина ЛДК им. В. И. Ленина.

Важное событие для города произошло 17 ноября 1897 года. На левом берегу Северной Двины состоялось открытие участка Северной железной дороги Вологда — Архангельск: от железнодорожного вокзала отошел первый пассажирский поезд. Первоначально поезда покрывали расстояние протяженностью 595 верст за 42 часа. Железная дорога была узкоколейной. В период Первой мировой войны полотно было «перешито» на широкую колею.

В 1904 году было учреждено Управление торгового порта в Архангельске. Начальником управления был назначен граф К. Г. Толстой, до этого служивший в Риге старшим помощником начальника порта. При Управлении Архангельского торгового порта в 1915 году открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. Первые суда флотилии: «Эрл Грей» («Ф. Литке»), «Садко», «Георгий Седов», «Соловей Будимирович» («Малыгин»), «Александр Сибиряков», «Вайгач», «Таймыр» и др.

В 1911 году в Соломбале состоялось торжественное открытие Поморского эллинга, предназначенного для строительства и ремонта деревянных малотоннажных морских и речных судов. Эллинг построен по проекту инженера Управления работ по улучшению Архангельского торгового порта П. Г. Минейко (1868 — 1920). В настоящее время это Соломбальская судоверфь.

15 сентября 1913 года в Архангельске (в Исакогорке) открыта первая на севере радиостанция.

7 июня 1914 года на берегу Северной Двины, на месте основания города, торжественно открыт памятник Петру I.

Бронзовая статуя, выполненная по проекту и в мастерской скульптора М. М. Антокольского, изображает Петра в натуральный рост в мундире офицера Преображенского полка и, по замыслу автора, олицетворяет могущество России. Этот замысел автора еще более подчеркивается высоким, пятиметровым пьедесталом, изготовленным мастерами Соловецкого монастыря. На гранях постамента даты пребывания Петра в Архангельске.

12 июня 1916 года в Архангельске открылось регулярное трамвайное движение. Первая городская железная дорога соединяла нынешние улицы Урицкого и Суворова. Строительство дороги было начато в 1914 году. Протяженность пути составляла 14,8 км. Трамвайный парк состоял из 18 вагонов.

В 1916 году был основан Романов-на-Мурмане, после революции переименованный в Мурманск. Благодаря незамерзающему Кольскому заливу он стал идеальным местом для развития рыболовецкого промысла. Государство предпочло вкладывать деньги в развитие молодого города, а Архангельск опять отошел на второй план.

2 марта 1917 года рабочие города остановили заводы, прекратили работу в порту и устроили многолюдную демонстрацию, а затем митинг у здания городской думы.

К ним присоединились матросы. Собравшиеся направили телеграмму Петроградскому совету и исполкому Государственной думы с выражением готовности поддержать новое правительство и выбрали комиссию по организации Совета рабочих депутатов. 3 — 7 марта по инициативе революционных рабочих, солдат и матросов организован Архангельский совет рабочих и солдатских депутатов.

Октябрь 1917 года принес в Архангельск советскую власть. Но уже 2 августа 1918 года Архангельск был захвачен интервентами и белогвардейцами. В этот же день было образовано белогвардейское правительство — Верховное управление Северной области во главе с народным социалистом Н. В. Чайковским. Большинство в этом правительстве составили эсеры. Через год в Архангельске установлена военная диктатура генерала Е. К. Миллера.

18 февраля 1920 года Временное правительство Северной области сложило свои полномочия. Власть перешла к совету профессиональных союзов. На следующий день белогвардейское правительство бежало на ледоколе «Минин». На сей раз советская власть пришла в город основательно — на 70 лет.

19 октября 1929 года в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 18 июня 1929года открыт Архангельский лесотехнический институт, первый на Европейском Севере технический вуз. В этот день 80студентов начали занятия на первом курсе двух отделений института. Большую помощь встановлении института оказал В. В. Куйбышев, в сентябре 1935 года институту было присвоено его имя.

5 декабря 1936 года в соответствии со статьей 22-й Конституции СССР, утвержденной VIII (чрезвычайным) Всесоюзным съездом Советов, Северный край был разделен на Коми АССР и Северную область. Архангельск стал центром Северной области. В 1937 году Архангельск стал центром вновь образованной Архангельской области.

В том же году был разработан первый советский генеральный план застройки Архангельска, который наметил основные пути градостроительного совершенствования города, получившие развитие в последующих генеральных планах. Согласно этому плану, именовавшемуся «Большой Архангельск», дальнейшее развитие города прогнозировалось в восточном направлении (теперешний привокзальный район).

В 1938 году Архангельск ждал новый удар. Третий конкурент, Северодвинск, постепенно взял на себя все работы, связанные с передовым судостроением. За пятьдесят лет «Севмаш» и «Звездочка» обогнали «Красную кузницу» во всех отношениях. Последняя теперь занимается мелким судовым ремонтом.

«Кузнецы уже сто лет не требуются для ремонта судов! — раздраженно писал краевед Поленов в «Правде Севера». — Архаическое название просто деморализует рабочих! Хватит ссылаться на исторические традиции: пора переименовать «Красную кузницу» в «Северную верфь»!»

Во время войны город-порт был основным перевалочным пунктом для грузов, прибывших от союзников. 3 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой (под литерой PQ-0, именовавшийся «Дервиш»): шесть транспортных судов под охраной военных кораблей. На борту находились военные грузы: самолеты, глубинные бомбы и др. В течение первых лет войны (до марта 1943 года) Архангельск постоянно принимал грузы, доставляемые морскими судами по ленд-лизу из США и Великобритании. В огненных рейсах участвовали моряки Северного морского пароходства. В 1942 году, чтобы обеспечить бесперебойную перевозку импортных оборонных грузов, пущена в эксплуатацию временная железнодорожная линия от станции Исакогорка до порта Экономия с ледовой переправой через Северную Двину. В весенне-летний период работала паромная, плашкоутная железнодорожная переправа. Этими работами руководил уполномоченный ГКО СССР по морским перевозкам на Севере И. Д. Папанин.

После войны город стал жить обычной, тихой жизнью. В 1952 году начались регулярные авиарейсы почтово-пассажирского самолета на маршруте Архангельск — Вологда — Москва. В 1963 году в Талагах открылся новый аэропорт Архангельска. С 25 февраля началось регулярное движение самолетов Ил-18 на авиалиниях Архангельск — Москва и Архангельск — Ленинград.

На сегодняшний день основная ценность Архангельска — лес. В лесной и бумажной промышленности занято более половины всей рабочей силы города, а количество лесозаводов растет. Деревьев много и соперничества в этой области пока не предвидится...

The Directory
Nelli
«Я выбрала музыку, потому что музыка – часть моей жизни».
Анна колядова, дизайнер мебельной компании «Форвард»
Маленькая квартира, или как решить вопрос пространства.
Как современной компании получить лояльность клиентов
Современные компании не могут существовать без применения разнообразных маркетинговых ходов. Любой директор той или иной организации понимает, что программа лояльности не должна оставаться без внимания, так как именно от правильности её структуры и будет зависеть рост той суммы, которую человек готов отдать предприятию.
«Уютный Девичник» журнала «LUXE»
Дорогие друзья! Мы очень рады сообщить вам , что 17 апреля в субботу в «Арт галерее Дрезден» (https://instagram.com/art_gallery_dresden?igshid=1v66vtnxd5v…) состоялось очередное мероприятие “Уютный Девичник” журнала “LUXE”, посвященное празднованию вёсны и нашим прекрасным дамам!
Флоральные мифы Эллады»
20 августа в Музее Русского Искусства, расположенном в Усадьбе Струйских в центре Москвы, состоялось VIP-preview персональной выставки «Флоральные мифы Эллады» московского художника Юлии Мамонтовой.
Imperialis Orchestra исполнит Pink Floyd и Led Zeppelin
Компания «Новая Русская Классика» подготовила грандиозный подарок всем поклонникам классического британского рока – мультимедийный проект «ИМПЕРИЯ РОКА».
III МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «ДИАЛОГИ»
ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ с 19 по 25 ноября
Российские знаменитости и пользователи Сети создали совместный клип ко Дню Победы
К 75-летию Победы российский боец Сергей Харитонов, певец Владимир Левкин, известные люди искусства, блогеры и дети поддержали трогательный челлендж. Его участники зачитали строки стихотворения поэтессы из Екатеринбурга, посвященные павшим воинам.
Искандер Джин
Является Проводником и создателем уникального направления Психомагии, которое объединило в себе самые прогрессивные знания современной психологии и эзотерические учения, доставшиеся нам от предков
«Особенные слова» от поэта Михаила Гуцериева
13 февраля в эфире российских музыкальных радиостанций состоялась премьера песни Михаила Гуцериева в исполнении Таисии Повалий «Особенные слова». 
©2018 Радиус Города