Из истории Архангельска.
№5(48), май 2009
От Манифеста 1861 года до наших дней.
В прошлом номере мы остановили наш рассказ на праздновании в честь торжественного объявления Манифеста 19 февраля 1861 года. Отмена крепостного права в России, несомненно, благоприятно сказалось на развитии Архангельска, в частности ускорила промышленное развитие города.
В 1861 году открылось регулярное пароходное сообщение Архангельск — Соловки. Рейсы первого парохода «Вера» продолжались 20 — 24 часа. Вскоре начали ходить еще два парохода — «Надежда» и, позднее, «Соловецкий». До 1910 года постоянного расписания на линии не было. А в 1895 году началось регулярное пассажирско-грузовое сообщение между Архангельском и устьем реки Печоры. Рейсы совершал пароход «Норденшельд».
В 1881 году в Архангельске образовано общество любителей музыки. Общество создало оркестр, устраивало музыкальные вечера. Были собраны библиотека музыкальных произведений и коллекция музыкальных инструментов. Устав общества был утвержден Министерством внутренних дел, что свидетельствовало о благонадежности организации. Возглавлял общество А. Н. Тощаков.
В августе 1892 года было создано Архангельское общество трезвости, главной целью которого было путем проведения культурно-просветительской работы «противодействовать чрезмерному употреблению спиртных напитков». Общество открыло бесплатные библиотеки для народа: в1894году — в Соломбале, в 1901 году — при чайной на городском рынке, в 1907 году — на Быку. Эта библиотека-читальня носила имя известного в Архангельске М. А. Колчина (считалась загородной).
В 1890 году в вечернее время город освещался 787 керосиновыми фонарями, которые зажигались с середины августа до появления снега, с 1905 года — с августа по март.
В 1909 году на Троицком проспекте и набережной было установлено электрическое освещение. В 1897 году в Архангельске начала действовать первая телефонная станция. Она была смонтирована в здании почтамта. (Здание сохранилось, в нем размещается областной комитет по телевидению и радиовещанию.) Коммутатор имел сто номеров, а к концу 1915 года телефонная сеть города насчитывала 780 абонентов. В 1903 году в центральной части Архангельска пущен в эксплуатацию водопровод, длина его магистрали — 16,5 версты. Работами по сооружению водопровода руководил опытный инженер У. Э. Таубенгейм. В 1907 году Архангельск первым в России открыл регулярное автобусное движение. Инициатором этого был инженер Н. Н. Белый. Автобус курсировал по маршруту от Архиерейской до конца Троицкого проспекта, далее — в обратном направлении по набережной. Проезд на автобусе был в шесть-семь раз дешевле, чем на извозчике. К 1917 году автобусы имели многие учреждения города, а также частные лица.
В 1881 году при винокуренном заводе товарищества «Сурков и Шергольд» была установлена одна рама для распиловки досок, через два года завод стал двухрамным, на нем работали 23 человека. К концу 1913 года предприятие имело 14 «быстроходных» двухэтажных лесорам, на нем работали до 850 человек. После интервенции и гражданской войны — это лесопильный завод №3, а в настоящее время — Архангельский Ордена Ленина ЛДК им. В. И. Ленина.
Важное событие для города произошло 17 ноября 1897 года. На левом берегу Северной Двины состоялось открытие участка Северной железной дороги Вологда — Архангельск: от железнодорожного вокзала отошел первый пассажирский поезд. Первоначально поезда покрывали расстояние протяженностью 595 верст за 42 часа. Железная дорога была узкоколейной. В период Первой мировой войны полотно было «перешито» на широкую колею.
В 1904 году было учреждено Управление торгового порта в Архангельске. Начальником управления был назначен граф К. Г. Толстой, до этого служивший в Риге старшим помощником начальника порта. При Управлении Архангельского торгового порта в 1915 году открыто Ледокольное бюро, в составе которого было 13 ледоколов и ледокольных судов, положивших начало ледокольной флотилии. Эти суда в зимнюю навигацию обеспечивали проводку судов от горла Белого моря в Архангельск. Первые суда флотилии: «Эрл Грей» («Ф. Литке»), «Садко», «Георгий Седов», «Соловей Будимирович» («Малыгин»), «Александр Сибиряков», «Вайгач», «Таймыр» и др.
В 1911 году в Соломбале состоялось торжественное открытие Поморского эллинга, предназначенного для строительства и ремонта деревянных малотоннажных морских и речных судов. Эллинг построен по проекту инженера Управления работ по улучшению Архангельского торгового порта П. Г. Минейко (1868 — 1920). В настоящее время это Соломбальская судоверфь.
15 сентября 1913 года в Архангельске (в Исакогорке) открыта первая на севере радиостанция.
7 июня 1914 года на берегу Северной Двины, на месте основания города, торжественно открыт памятник Петру I.
Бронзовая статуя, выполненная по проекту и в мастерской скульптора М. М. Антокольского, изображает Петра в натуральный рост в мундире офицера Преображенского полка и, по замыслу автора, олицетворяет могущество России. Этот замысел автора еще более подчеркивается высоким, пятиметровым пьедесталом, изготовленным мастерами Соловецкого монастыря. На гранях постамента даты пребывания Петра в Архангельске.
12 июня 1916 года в Архангельске открылось регулярное трамвайное движение. Первая городская железная дорога соединяла нынешние улицы Урицкого и Суворова. Строительство дороги было начато в 1914 году. Протяженность пути составляла 14,8 км. Трамвайный парк состоял из 18 вагонов.
В 1916 году был основан Романов-на-Мурмане, после революции переименованный в Мурманск. Благодаря незамерзающему Кольскому заливу он стал идеальным местом для развития рыболовецкого промысла. Государство предпочло вкладывать деньги в развитие молодого города, а Архангельск опять отошел на второй план.
2 марта 1917 года рабочие города остановили заводы, прекратили работу в порту и устроили многолюдную демонстрацию, а затем митинг у здания городской думы.
К ним присоединились матросы. Собравшиеся направили телеграмму Петроградскому совету и исполкому Государственной думы с выражением готовности поддержать новое правительство и выбрали комиссию по организации Совета рабочих депутатов. 3 — 7 марта по инициативе революционных рабочих, солдат и матросов организован Архангельский совет рабочих и солдатских депутатов.
Октябрь 1917 года принес в Архангельск советскую власть. Но уже 2 августа 1918 года Архангельск был захвачен интервентами и белогвардейцами. В этот же день было образовано белогвардейское правительство — Верховное управление Северной области во главе с народным социалистом Н. В. Чайковским. Большинство в этом правительстве составили эсеры. Через год в Архангельске установлена военная диктатура генерала Е. К. Миллера.
18 февраля 1920 года Временное правительство Северной области сложило свои полномочия. Власть перешла к совету профессиональных союзов. На следующий день белогвардейское правительство бежало на ледоколе «Минин». На сей раз советская власть пришла в город основательно — на 70 лет.
19 октября 1929 года в соответствии с постановлением СНК РСФСР от 18 июня 1929года открыт Архангельский лесотехнический институт, первый на Европейском Севере технический вуз. В этот день 80студентов начали занятия на первом курсе двух отделений института. Большую помощь встановлении института оказал В. В. Куйбышев, в сентябре 1935 года институту было присвоено его имя.
5 декабря 1936 года в соответствии со статьей 22-й Конституции СССР, утвержденной VIII (чрезвычайным) Всесоюзным съездом Советов, Северный край был разделен на Коми АССР и Северную область. Архангельск стал центром Северной области. В 1937 году Архангельск стал центром вновь образованной Архангельской области.
В том же году был разработан первый советский генеральный план застройки Архангельска, который наметил основные пути градостроительного совершенствования города, получившие развитие в последующих генеральных планах. Согласно этому плану, именовавшемуся «Большой Архангельск», дальнейшее развитие города прогнозировалось в восточном направлении (теперешний привокзальный район).
В 1938 году Архангельск ждал новый удар. Третий конкурент, Северодвинск, постепенно взял на себя все работы, связанные с передовым судостроением. За пятьдесят лет «Севмаш» и «Звездочка» обогнали «Красную кузницу» во всех отношениях. Последняя теперь занимается мелким судовым ремонтом.
«Кузнецы уже сто лет не требуются для ремонта судов! — раздраженно писал краевед Поленов в «Правде Севера». — Архаическое название просто деморализует рабочих! Хватит ссылаться на исторические традиции: пора переименовать «Красную кузницу» в «Северную верфь»!»
Во время войны город-порт был основным перевалочным пунктом для грузов, прибывших от союзников. 3 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой (под литерой PQ-0, именовавшийся «Дервиш»): шесть транспортных судов под охраной военных кораблей. На борту находились военные грузы: самолеты, глубинные бомбы и др. В течение первых лет войны (до марта 1943 года) Архангельск постоянно принимал грузы, доставляемые морскими судами по ленд-лизу из США и Великобритании. В огненных рейсах участвовали моряки Северного морского пароходства. В 1942 году, чтобы обеспечить бесперебойную перевозку импортных оборонных грузов, пущена в эксплуатацию временная железнодорожная линия от станции Исакогорка до порта Экономия с ледовой переправой через Северную Двину. В весенне-летний период работала паромная, плашкоутная железнодорожная переправа. Этими работами руководил уполномоченный ГКО СССР по морским перевозкам на Севере И. Д. Папанин.
После войны город стал жить обычной, тихой жизнью. В 1952 году начались регулярные авиарейсы почтово-пассажирского самолета на маршруте Архангельск — Вологда — Москва. В 1963 году в Талагах открылся новый аэропорт Архангельска. С 25 февраля началось регулярное движение самолетов Ил-18 на авиалиниях Архангельск — Москва и Архангельск — Ленинград.
На сегодняшний день основная ценность Архангельска — лес. В лесной и бумажной промышленности занято более половины всей рабочей силы города, а количество лесозаводов растет. Деревьев много и соперничества в этой области пока не предвидится...