Янтарная коллекция в Царском Селе
№10(53), октябрь 2009
История России была бы неполной, если бы ее не помогали создавать великие мастера и умельцы, работы которых становятся уникальными произведениями искусства.
Резное изделие из янтаря.
«Маленьким музеем» называл А. Н. Бенуа коллекцию изделий из янтаря, некогда выставленную в Янтарной комнате Екатерининского дворца. Зарождение этой коллекции связано, прежде всего, с янтарными изделиями, привезенными Петром I из Москвы в Санкт-Петербург, а также с полученными в подарок от прусского короля
Фридриха-Вильгельма I. Дипломатический подарок Петру — Янтарный кабинет — долгое время хранился во флигеле Летнего дворца, и лишь при Елизавете Петровне царскосельские мастера завершили в Большом Царскосельском дворце создание интерьера Янтарной комнаты. Их кропотливый и искусный труд возрождал и старинные янтарные изделия, присылаемые для починки из кладовых, находившихся на территории Летнего сада. Эти вещи когда-то принадлежали членам императорской семьи, из них в основном и сложилась историческая коллекция музея. Многие раритеты, в том числе и самые крупные — шкафы и поставцы из дерева, покрытые янтарными пластинами, а также предметы культа — кресты, распятия и дарохранительницы, к сожалению, не дошли до настоящего времени.
Кавалерский прибор 1767 года.
Основную часть янтарной коллекции представляют работы мастеров Восточной Пруссии, Северной Германии, Польши, Дании XVI — XVII веков. Одним из самых крупных центров по обработке янтаря в этот период был Данциг. Используя различные приемы: контрастное сочетание цветов, построение геометрических композиций одновременно из прозрачного и непрозрачного янтаря, размещение на одной плоскости пластин разной высоты, данцигские мастера старались выявить неповторимую особенность «солнечного камня». Эти приемы просматриваются в построении бескаркасных ларцов из собрания музея, в частности, двухъярусного ларца, выполненного в конце XVII века в мастерской М. Редлина. В то же время появляется и другой способ изготовления шкатулок и ларцов: на деревянную основу — каркас — наклеиваются янтарные пластины. Особое место среди подобных изделий занимает роскошно отделанный ларец, на котором обнаружена подпись Готфрида Турау — одного из создателей Янтарного кабинета. В стенках ларца проделаны окошки, в которые вставлены прозрачные гравированные медальоны и прозрачные камни. В собрании музея хранится группа предметов мастера И. Лабхарда из Касселя. Это настольные украшения в виде створок раковин, одной из излюбленных в то время форм. Лабхард специализировался на создании композиций из резных фигурок. Наряду с изделиями мастеров Северной Европы мировым достоянием является также коллекция янтарных изделий, исполненных непосредственно в Царскосельской янтарной мастерской. Среди них так называемый Кавалерский прибор, датируемый 1767 годом. Последний представляет собой набор мужских туалетных принадлежностей: тазик для бритья, мыльницу в форме ананаса, кисточку, табакерку, зубную щетку, футлярчик для мазей и румян, щетку для одежды и др. Коллекция янтарных изделий долгое время не выставлялась в залах дворца, затем в Янтарной комнате появились отдельные крупные ларцы. К 1860-м годам там сосредоточились уже около 60 предметов: крупные были расставлены на комодах и столах, мелкие — в резных застекленных этажерках и витрине. Там же располагались изделия из личной коллекции Александра II: мундштуки и курительные трубки.
Трагическая страница в истории дворца связана с началом Великой Отечественной войны. Погибла большая часть его парадных интерьеров, бесследно исчезла уникальная отделка Янтарной комнаты. Исторической янтарной коллекции «повезло» больше — она была эвакуирована в Новосибирск и после войны вернулась в Царское Село. Сейчас коллекция Янтарной комнаты, насчитывающая около 200 предметов, является одной из самых значительных в России. Полюбоваться ею можно в Янтарной кладовой, расположенной на цокольном этаже Екатерининского дворца.
Янтарная комната.
Знаменитая на весь мир Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села — непревзойденный шедевр декоративно-прикладного искусства. Ей посвящено множество восторженных слов, не иссякающих на протяжении почти трех столетий. Жизнь уготовила ей непростую, порой трагическую судьбу, в
которой было и исчезновение, поиски, легенды и возрождение, продолжавшееся около 25 лет!
Витраж.
Центром европейского янтарного промысла с XVII века была Пруссия. Там стремительно развивалось искусство обработки этого материала, вершиной которого и стало создание Янтарной комнаты. Смелый замысел использовать «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, для украшения королевских резиденций сначала в Шарлоттенбурге, а затем в Ораниенбурге и в Берлинском дворце родился у прусского короля Фридриха I. Янтарные панели в 1701 году начал исполнять резчик из Копенгагена Г. Вольфрам, в 1707 году его сменили мастера из Гданьска Э. Шахт и Г. Турау. До самой смерти Фридриха I в 1713 году янтарные панели так и не были установлены, однако при жизни короля их осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин Петр I. Увиденное восхитило российского императора, и он пожелал иметь подобное уникальное творение у себя на родине. Мечта осуществилась в 1716 году: сын Фридриха I Фридрих-Вильгельм I преподнес Петру подарки, среди которых был и Янтарный кабинет.
Ценный груз прибыл в Санкт-Петербург в 1717 году. Начался затяжной период «складской» жизни Янтарного кабинета во флигеле Летнего дворца, продлившийся до 1743 года, когда фактически началась его «вторая жизнь»: он украсил один из залов Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1755 году императрица издала указ, согласно которому янтарные панно были перевезены в Царское Село для оформления одного из залов Большого Царскосельского дворца. Работы велись под руководством Ф.-Б. Растрелли. Архитектор разместил панели в среднем ярусе трех стен зала площадью 96 квадратных метров, разделив их пилястрами с зеркалами, и украсил комнату деревянной золоченой резьбой. Там, где янтарного убора не хватало, фрагменты стен, затянутые холстом, расписал под янтарь художник И. И. Бельский.
В 1763 году императрица Екатерина II потребовала заменить нижний расписной фриз вновь изготовленными янтарными панелями. Прусские мастера и их русские ученики за семь лет изготовили требуемое янтарное убранство. На это им понадобилось 450 килограммов янтаря! Комната приобрела свой окончательный вид. В четыре вертикальных панно среднего яруса были вмонтированы флорентийские мозаики — аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Они были исполнены в 1750-х годах по эскизам Д. Дзокки во Флоренции. Убранство комнаты дополняли янтарный столик, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных собраний янтарных изделий XVII — XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.
Во время эвакуации музейных ценностей в первые дни Великой Отечественной войны янтарные панели решено было не демонтировать ввиду их хрупкости, а лишь произвести консервацию. После оккупации города Пушкина немецкими частями специалисты команды «Кунсткомиссион», занимавшейся вывозом художественных ценностей, сняли янтарные панно и отправили их в Кенигсберг, где они были выставлены в одном из залов Королевского замка. При наступлении советских войск в 1944 году янтарные панели бесследно исчезли. Активные работы по поиску шедевра так и остались безрезультатными.
История Янтарной комнаты продолжилась в 1979 году, когда Совет Министров РСФСР принял постановление о воссоздании «восьмого чуда света». Начался долгий путь возрождения, продлившийся без малого четверть века. В 2003 году полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей. Российские мастера, вдохновленные магией шедевра прусского искусства, явили миру «девятое чудо света», равного которому нет в мире!