Янтарная коллекция в Царском Селе

№10(53), октябрь 2009
История России была бы неполной, если бы ее не помогали создавать великие мастера и умельцы, работы которых становятся уникальными произведениями искусства.
Резное изделие из янтаря.

«Маленьким музеем» называл А. Н. Бенуа коллекцию изделий из янтаря, некогда выставленную в Янтарной комнате Екатерининского дворца. Зарождение этой коллекции связано, прежде всего, с янтарными изделиями, привезенными Петром I из Москвы в Санкт-Петербург, а также с полученными в подарок от прусского короля
Фридриха-Вильгельма I. Дипломатический подарок Петру — Янтарный кабинет — долгое время хранился во флигеле Летнего дворца, и лишь при Елизавете Петровне царскосельские мастера завершили в Большом Царскосельском дворце создание интерьера Янтарной комнаты. Их кропотливый и искусный труд возрождал и старинные янтарные изделия, присылаемые для починки из кладовых, находившихся на территории Летнего сада. Эти вещи когда-то принадлежали членам императорской семьи, из них в основном и сложилась историческая коллекция музея. Многие раритеты, в том числе и самые крупные — шкафы и поставцы из дерева, покрытые янтарными пластинами, а также предметы культа — кресты, распятия и дарохранительницы, к сожалению, не дошли до настоящего времени.

Кавалерский прибор 1767 года.

Основную часть янтарной коллекции представляют работы мастеров Восточной Пруссии, Северной Германии, Польши, Дании XVI — XVII веков. Одним из самых крупных центров по обработке янтаря в этот период был Данциг. Используя различные приемы: контрастное сочетание цветов, построение геометрических композиций одновременно из прозрачного и непрозрачного янтаря, размещение на одной плоскости пластин разной высоты, данцигские мастера старались выявить неповторимую особенность «солнечного камня». Эти приемы просматриваются в построении бескаркасных ларцов из собрания музея, в частности, двухъярусного ларца, выполненного в конце XVII века в мастерской М. Редлина. В то же время появляется и другой способ изготовления шкатулок и ларцов: на деревянную основу — каркас — наклеиваются янтарные пластины. Особое место среди подобных изделий занимает роскошно отделанный ларец, на котором обнаружена подпись Готфрида Турау — одного из создателей Янтарного кабинета. В стенках ларца проделаны окошки, в которые вставлены прозрачные гравированные медальоны и прозрачные камни. В собрании музея хранится группа предметов мастера И. Лабхарда из Касселя. Это настольные украшения в виде створок раковин, одной из излюбленных в то время форм. Лабхард специализировался на создании композиций из резных фигурок. Наряду с изделиями мастеров Северной Европы мировым достоянием является также коллекция янтарных изделий, исполненных непосредственно в Царскосельской янтарной мастерской. Среди них так называемый Кавалерский прибор, датируемый 1767 годом. Последний представляет собой набор мужских туалетных принадлежностей: тазик для бритья, мыльницу в форме ананаса, кисточку, табакерку, зубную щетку, футлярчик для мазей и румян, щетку для одежды и др. Коллекция янтарных изделий долгое время не выставлялась в залах дворца, затем в Янтарной комнате появились отдельные крупные ларцы. К 1860-м годам там сосредоточились уже около 60 предметов: крупные были расставлены на комодах и столах, мелкие — в резных застекленных этажерках и витрине. Там же располагались изделия из личной коллекции Александра II: мундштуки и курительные трубки.

Трагическая страница в истории дворца связана с началом Великой Отечественной войны. Погибла большая часть его парадных интерьеров, бесследно исчезла уникальная отделка Янтарной комнаты. Исторической янтарной коллекции «повезло» больше — она была эвакуирована в Новосибирск и после войны вернулась в Царское Село. Сейчас коллекция Янтарной комнаты, насчитывающая около 200 предметов, является одной из самых значительных в России. Полюбоваться ею можно в Янтарной кладовой, расположенной на цокольном этаже Екатерининского дворца.


Янтарная комната.

Знаменитая на весь мир Янтарная комната в Екатерининском дворце Царского Села — непревзойденный шедевр декоративно-прикладного искусства. Ей посвящено множество восторженных слов, не иссякающих на протяжении почти трех столетий. Жизнь уготовила ей непростую, порой трагическую судьбу, в
которой было и исчезновение, поиски, легенды и возрождение, продолжавшееся около 25 лет!

Витраж.

Центром европейского янтарного промысла с XVII века была Пруссия. Там стремительно развивалось искусство обработки этого материала, вершиной которого и стало создание Янтарной комнаты. Смелый замысел использовать «золото» Балтийского моря, как издавна именовали янтарь, для украшения королевских резиденций сначала в Шарлоттенбурге, а затем в Ораниенбурге и в Берлинском дворце родился у прусского короля Фридриха I. Янтарные панели в 1701 году начал исполнять резчик из Копенгагена Г. Вольфрам, в 1707 году его сменили мастера из Гданьска Э. Шахт и Г. Турау. До самой смерти Фридриха I в 1713 году янтарные панели так и не были установлены, однако при жизни короля их осмотрел во время одного из своих визитов в Берлин Петр I. Увиденное восхитило российского императора, и он пожелал иметь подобное уникальное творение у себя на родине. Мечта осуществилась в 1716 году: сын Фридриха I Фридрих-Вильгельм I преподнес Петру подарки, среди которых был и Янтарный кабинет.

Ценный груз прибыл в Санкт-Петербург в 1717 году. Начался затяжной период «складской» жизни Янтарного кабинета во флигеле Летнего дворца, продлившийся до 1743 года, когда фактически началась его «вторая жизнь»: он украсил один из залов Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1755 году императрица издала указ, согласно которому янтарные панно были перевезены в Царское Село для оформления одного из залов Большого Царскосельского дворца. Работы велись под руководством Ф.-Б. Растрелли. Архитектор разместил панели в среднем ярусе трех стен зала площадью 96 квадратных метров, разделив их пилястрами с зеркалами, и украсил комнату деревянной золоченой резьбой. Там, где янтарного убора не хватало, фрагменты стен, затянутые холстом, расписал под янтарь художник И. И. Бельский.

В 1763 году императрица Екатерина II потребовала заменить нижний расписной фриз вновь изготовленными янтарными панелями. Прусские мастера и их русские ученики за семь лет изготовили требуемое янтарное убранство. На это им понадобилось 450 килограммов янтаря! Комната приобрела свой окончательный вид. В четыре вертикальных панно среднего яруса были вмонтированы флорентийские мозаики — аллегории пяти чувств: Зрение, Вкус, Слух, Осязание и Обоняние. Они были исполнены в 1750-х годах по эскизам Д. Дзокки во Флоренции. Убранство комнаты дополняли янтарный столик, наборные комоды русской работы и китайский фарфор. Здесь же, в застекленных витринах, хранилось одно из самых значительных собраний янтарных изделий XVII — XVIII веков работы немецких, польских и русских мастеров.

Во время эвакуации музейных ценностей в первые дни Великой Отечественной войны янтарные панели решено было не демонтировать ввиду их хрупкости, а лишь произвести консервацию. После оккупации города Пушкина немецкими частями специалисты команды «Кунсткомиссион», занимавшейся вывозом художественных ценностей, сняли янтарные панно и отправили их в Кенигсберг, где они были выставлены в одном из залов Королевского замка. При наступлении советских войск в 1944 году янтарные панели бесследно исчезли. Активные работы по поиску шедевра так и остались безрезультатными.

История Янтарной комнаты продолжилась в 1979 году, когда Совет Министров РСФСР принял постановление о воссоздании «восьмого чуда света». Начался долгий путь возрождения, продлившийся без малого четверть века. В 2003 году полностью восстановленная легендарная Янтарная комната приняла первых посетителей. Российские мастера, вдохновленные магией шедевра прусского искусства, явили миру «девятое чудо света», равного которому нет в мире!

The Directory
«Высшая Проба»
Алиса Вокс разгромила участников конкурса «Высшая проба»
Кира Дихтяр
«Привлекая внимание общественности к данной теме, мы делаем все зависящее от нас, чтобы защитить маленьких девочек и молоденьких девушек от возможного насилия».
«Музыка Земли»
Барабанщиков из Японии и шведский фольклор услышат гости фестиваля «Музыка Земли»
Что такое женская мудрость
Испокон веков главным оружием любой женщины было умение любить. Причем любить бескорыстной, чистой любовью. Сейчас же время сильно изменило прекрасную половину человечества, женщины стали властными, жестокими, грубыми.
Te Amo
Саша Project и Паша Руденко презентовали песню Te Amo
Премьера мюзикла «Мечтатели»
8 и 9 апреля состоится премьера мюзикла «Мечтатели». Этот яркий спектакль - лучший способ вернуть детей из виртуального мира в реальность! Это увлекательная музыкальная сказка для семейного просмотра, в которой каждый узнает себя – и дети, и родители!
Руслан Богатырев
«Обо мне говорят: «Суровый с виду, но с добрым сердцем»
Оксана Нечаева
«Режиссерский стул у меня появился задолго до съемок первого фильма»
Новая вспышка в кино – Zarina Yeva (Зарина Ева)
Zarina Yeva (Зарина Ева) родилась в городе Тараз (Казахстан). В данный момент живет в Лос-Анджелесе, учится в New York Film Academy. Достигла больших успехов в моделинге в Казахстане, завоевав титул «Лучшая модель Казахстана». Одновременно с модельной карьерой Зарина начала сниматься в музыкальных клипах и рекламе. Благодаря эффектной внешности и актерским способностям ей начали предлагать небольшие роли в кино, что послужило толчком к развитию актерской карьеры.
Анастасия Байкина
«У наших деток каждая минута буквально на счету – это наша самая большая боль»
©2018 Радиус Города