Сегодня Евгений Коблов – один из самых востребованных архитекторов и дизайнеров Москвы. Любовь к точным наукам и рисованию в детском возрасте позволили Евгению окончить архитектурный колледж с отличием, а затем поступить в Московский архитектурный институт. Сегодня география проектов Евгения Коблова вышла далеко за пределы столицы и получила свою реализацию в Италии, Хорватии, США и других странах. Евгений является членом конкурсных комиссий в сфере дизайна и архитектуры. Преподает в профильных вузах, читает лекции по дизайну по всей России.
Евгений, с чего начался ваш профессиональный путь? Почему архитектура?
Началось все само собой с родителей, а именно с мамы, которая с раннего детства смогла разглядеть во мне таланты. Мне всегда легко давались точные науки, и получалось хорошо рисовать. Мама сопоставила эти два факта и предложила поступить не на физический факультет, а в архитектурный колледж, что я и сделал. Окончил я его с отличием, и меня сразу взяли на 3-й курс архитектурного университета.
Работать архитектором я начал еще в колледже. Моя первая работа была в Ярославле, я делал маленький дом культуры. Однако проект не был реализован, по ряду причин его закрыли. Позже я устроился в компанию A3-ltd, основателем которой был Сергей Алексеевич Образцов (внук основателя театра Образцова). Архитектура – это дорогостоящее образование, семья не могла позволить себе мое обучение, и Сергей Алексеевич предложил оплатить мое обучение в институте в счет дальнейшей работы у него. Однако поработать вместе по ряду причин так и не удалось. К слову, всю сумму я отдал чуть позже, заработав ее на другом проекте. Остаюсь ему очень благодарным, мы до сих пор остались в дружеских отношениях.
Также я работал в Моспроекте, со Сбербанком: делал им интерьеры новых офисов. А с 2007 года по настоящий момент работаю в компании А+А. Являюсь управляющим партнером внутри компании.
Как дизайнер определяет, что красиво, а что нет?
Это, конечно же, субъективное мнение каждого дизайнера. И что самое важное, именно этим мы и отличаемся друг от друга. Особенно если мы говорим про профессиональных дизайнеров, у которых уже существуют свои наработки и которые имеют «свой стиль». Надо понимать, что, начиная свою карьеру, дизайнеры нередко копируют мэтров дизайна и за счет этого приобретают опыт. Постепенно начинают вносить яркие тенденции и свою аутентичность в каждый проект, таким образом, у каждого начинает формироваться собственный стиль. А клиенты, уже исходя из предложенных дизайнером вариантов, понимают, подходят им эти решения или нет, ведь все люди разные и предпочтения у всех свои. Кому-то нравятся целиком черно-белые интерьеры, а кому-то – золото. И неправильно говорить, что какой-то из этих вариантов плохой. Просто каждый выбирает свое.
Объективно говоря, в современных реалиях маркетинга можно продать все. Я помню, когда еще учился в институте, мы делали работу по дизайну интерьера, и один из моих сокурсников принес работу в ярко-розовых, желто-синих тонах. Таких, после которых в глазах рябит. Но он триумфально защитил работу, сказав, что на самом деле этот интерьер специально разработан для дальтоника, который эти цвета воспринимает как мягкие, пастельные, и они его успокаивают. Ему поставили высокий балл. Он сам себе придумал клиента, которому подойдет абсолютно аляпистый интерьер, и грамотно обосновал свою идею, хотя первоначально у большинства коллег это вызвало недоумение. Так что каждый человек всегда сможет найти архитектора или дизайнера, который реализует именно его задумки.
Если бы у вас была возможность приложить руку к архитектурным решениям Москвы, что бы вы изменили/создали?
Если бы у меня была возможность приложить руку к архитектурным решениям Москвы, первое, что я бы сделал, это понятные всем планы развития города. Потому что каждый год его делают, и каждый год этого плана не придерживаются, к сожалению. Именно поэтому появляется очень много хаотичных застроек, портящих облик нашего города, который я очень люблю. Поэтому, если бы я стал главным архитектором Москвы, первое, что я бы сделал, – поставил четкий план того, что строить, как строить, когда строить, какие нужны функции, и, само собой, перестал бы расширять Москву теми темпами, которыми она расширяется. А именно расширял путем создания городов-садов: то есть делать города в виде садов, по 100 гектаров, внутри которых все есть, и не надо ехать в центр. Это существует такая старая урбанистическая философия, которая мне очень нравится, и я не понимаю, почему еще так никто не делает.
Вы заимствуете идеи у своих или зарубежных коллег?
Мы стараемся ни у кого не заимствовать идеи, а создавать новое, чего еще не было до нас. Всегда следим за трендами, в каком направлении движется дизайн, и пытаемся придумывать новые решения. Так сказать, не стоять на одном месте. Это отличает нас от многих других дизайнеров. И даже когда ездим на выставки, не подсматриваем чужие решения. Мы просто сверяем компас: движемся в правильном направление или нет.
Кто диктует новые тренды и откуда они к нам приходят?
Все тренды берутся первоначально из фэшн-индустрии и моды. Надо понимать, что фэшн-индустрия и весь дизайн – это своеобразные огромные нити, которые пронизывают весь мир насквозь и касаются абсолютно всего. Первый, кто на нее реагирует и наиболее подвластен изменениям, – это мода, то есть одежда. Надо понимать, что фэшн-показов в год около 8, в то время как больших интерьерных выставок всего одна.
Если посмотреть вообще на весь мировой дизайн, начиная с фэшн-индустрии и заканчивая архитектурой и автомобилестроением, то мода меняется быстрее всего. Дизайн мебели и интерьеров движется чуть медленнее. Автомобили меняются медленней, архитектура еще медленнее. Если сейчас взять все интерьеры, автомобилестроение, архитектуру и одежду, то вы увидите много сходства. Основное сходство в форме образования и концепций всех этих видов дизайна. Потому что именно нити, которые пронизывают весь дизайн, пронизывают не только архитектуру и интерьеры, а целиком все, чего мы касаемся. Вплоть до всевозможных ручек, айфонов и промышленного дизайна в общем. И когда смотришь не на конкретные детали, а именно на все эти нити, в эти моменты у тебя получается быть в тренде.
Существуют ли универсальные секреты хорошего дизайна?
Такого секрета нет. Единственный универсальный секрет хорошего дизайна – хороший дизайнер. Невозможно при отсутствии оного сотворить шедевр. Как и в каждой профессии, есть профессионал своего дела. И его работа ценна его знаниями и опытом. Наличие этих двух составляющих дает хороший результат в любой сфере.