Елена Ткаченко, продюсер фильма «Связь времен»
№2(57), февраль 2010
беседовала: Полина Головина
«Связь времен» — не только захватывающий триллер, но и абсолютно новый взгляд на войну, в которой есть место всему человеческому.
Как позиционируется фильм «Связь времен» в жанровом отношении?
Это военная драма с элементами триллера. Это история огромной любви, которая растянулась на 67 лет: с 1943 года до наших дней.
Тема связи времен в последние годы очень востребована в кинематографе. Например, в 2008 году вышел фильм «Мы из будущего», где молодые ребята, наши современники, попадают в прошлое, причем именно в годы войны. И вот у вас в фильме снова две параллели — война и время. Почему именно эти темы?
Мне очень нравится эта тема. Я много прочитала сценариев, прежде чем остановила свой выбор на этой истории. Мне ее принес Кирилл Бурдихин. Сценарий написан по его идее. Что касается фильма «Мы из будущего» — там герои перемещаются из настоящего в прошлое, а в нашем фильме связь мистическая — все остаются и живут в своем времени, но есть любовь, которая как нить протянулась сквозь время.
Еще есть фильм «Кукушка».
Да, потрясающий фильм. Там раскрыта не столько тема войны, сколько что-то другое. А ведь мы уже стали забывать ветеранов Великой Отечественной войны. А вот этого делать не стоит. Наверное, я — патриот.
Какой этот фильм у вас по счету?
Второй. Первый был новогодней мелодрамой «Тушите свет». Я на нем училась. Благодаря ему я узнала, как не надо снимать кино.
Вы сказали, что просмотрели много сценариев, прежде чем остановились на том, что был реализован в «Связи времен». Сколько времени потребовалось на поиски?
Чуть меньше полугода. Я начала читать сценарии сразу после выхода на экраны фильма «Тушите свет». И для меня самой большой проблемой было отсутствие хороших сценариев. Иногда в месяц я прочитывала по 100 сценариев. Практически каждый день читала. Просто нет хороших историй и все. А мне хотелось снять нечто красивое, доброе, что может изменить людей. Чтобы они выходили после моих фильмов и что-то у них «шевелилось» внутри.
А в вашем фильме играют знаменитости? Вы отбирали участников по принципу «хороший актер»?
Да, думаю, по этому принципу. Но я также учитывала и то, что у нас много хороших неизвестных актеров. Ну и я, в конце концов, тоже не Михалков — меня никто толком не знает, поэтому я больше рассчитывала на талантливых, но не медийных актеров. И вообще, к последним у меня спокойное отношение. Я готова дать шанс любому, если увижу, что человек готов работать и творить. Режиссер нашего фильма Алексей Колмогоров — несмотря на то, что это его первый полнометражный фильм — давно был готов к съемкам, просто никто не давал шанса. Но я его не считаю дебютантом и именно поэтому дала шанс.
Но давать шанс — это риск, и, прежде всего, финансовый.
Да, мне часто говорили, что я сошла с ума. И то, что я сняла первый фильм на свои деньги, — это нонсенс, так никто из продюсеров не делает, это неправильно. Но мне нужно было понять самой, как все функционирует.
Вы — рисковый человек? В казино играете, на деньги спорите?
Нет, на деньги точно не спорю. В казино не играю, лучше помогу детскому дому. Но при этом я рискованный человек. Вот почувствовала, что мне надо в кино, и вошла в этот мир. Даже рискуя, я чувствую, что меня что-то хранит, что-то оберегает…
Именно поэтому вам понравилась мистическая тема?
Да, позвольте, немного расскажу вам о фильме. К двум людям, живущим в наши дни (один — немец из Берлина, другая — русская девушка-переводчица), одновременно начинают приходить видения. И когда герои обследуются у врача, у обоих обнаруживают рак. Героям вечно чудится, что им стреляют в голову, какой-то ребенок постоянно видится. И вот немецкий парень начинает искать в Интернете информацию, используя в качестве отправных точек свои видения, и так выходит на эту самую девушку-переводчицу. Именно мистические события заставляют героев найти друг друга. А вообще страшный фильм получился, настоящий триллер.
Выход фильма на экраны приурочен к 65-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Ну, а через пять, десять лет он будет интересен, его можно будет смотреть?
Конечно. Я хочу снимать фильмы, которые и через двадцать лет не забудут. Я надеюсь, это будет настоящее кино, всегда актуальное.
А что всегда актуально?
Наверное, тема любви.
Поскольку вы все-таки деловой человек, не могу обойти стороной финансовый вопрос. Какую коммерческую судьбу вы прочите фильму?
Честно говоря, я не очень рассчитываю на прокат в России. Я рассчитываю на фестивали.
То есть вы сняли фестивальное кино?
Скажем так, я снимала кино для фестиваля. И пусть прокат будет маленьким, зато после участия фильма в фестивале каждый канал захочет купить эту ленту, потому что в последнее время так принято: именно фестивальные награды обеспечивают фильму покупаемость, взять того же «Миллионера из трущоб».
Как воспримут фильм люди средних лет и молодежь, примерно понятно, но вот интересно, как к нему отнесутся наши бабушки и дедушки?
Я уже провела небольшой тест со своей мамой. После просмотра фильма она даже пошла пить таблетки, сказала, что фильм очень тяжелый. Но при этом она признала, что, действительно, это уже другой взгляд на войну. Если раньше снимали «пиф-паф» — немцы плохие, русские хорошие, то теперь приходится признавать, что они такие же люди, как и мы.
Поскольку тема нашего номера — праздник, не могу не спросить, как вы будете праздновать премьеру фильма? Какие будут напитки, закуски, кто будет приглашен и т. д.?
Даже не представляю, если честно, как это будет. У меня как-то все само происходит, то есть в процессе становится понятно, каков будет следующий шаг. Я не сижу и не думаю, что будут пить гости — это ерунда.
Хорошо, а что для вас праздник, и как вы отмечаете личные праздники?
Для меня каждый день — своеобразный праздник. Но вот, скажем, окончание фильма мы отмечали салютом. Вообще, для меня кино — это не работа. Я нашла себя в нем, я счастлива.