Чем покорил мир Тролломен?

№5(60), май 2010
беседовала Лана Горбунова
История песни без слов, которую можно петь на любом языке. Второе рождение Эдуарда Хиля.

Как Вы узнали о том, что неожиданно стали звездой интернет-сообщества благодаря песне, нареченной в Сети «Тро-ло-ло»?
Я сидел дома, что-то на кухне готовил, вдруг вбегает внук —Эдуард II, и говорит: «Деда, ты чего тут кашеваришь? Там Америка твою песню распевает». Я вначале не поверил, думал, что он меня разыгрывает. Но он включил, показал. Да, действительно, поют.
Расскажите, как создавалась песня, которую сейчас поет, без преувеличения, весь интернет-мир?
В 1966 году композитор Аркадий Островский написал песню. Название ее было «Я очень рад, ведь я, наконец, возвращаюсь домой». В песне рассказывалось о ковбое Джоне, который едет к своей любимой Мэри. Она ждет и вяжет для него чулок. И вот мы с этой законченной песней пришли на телевидение, показали Юрию Васильевичу Соловьеву. Он замахал на нас руками: «Вы что, с ума сошли?! Какой Джон, какая Мэри, какой ковбой, прерии? Да вы что! Где вы живете? В Соединенных Штатах, что ли? Пишите песню совсем про другое». Стали писать про другое — ничего не получается. Один раз, второй. Потом решили, что раз не получается, значит, будет вокализ. Просто вокализ. Вот так и оставили. Название тоже сохранили.

Вообще работали над этой песней очень долго. Оркестровку несколько человек пробовали делать, не получалось. Наконец сам Островский взялся за это дело. И вот написал. Сделали несколько дублей. Наверное, не менее 7-8. И каждый раз я по-разному пел: где «эге-ге», где «тра-ля-ля», где просто на «ля-ля-ля». И потом уже, когда я устал, решили из этих нескольких дублей сделать один. Вот тот, который мы сейчас слышим. Песня была в то время, в 60-е годы, очень популярна. Ее и другие исполнители пели: и Муслим Магомаев, и Валерий Ободзинский, и другие исполнители, даже женщины пели. Потому что это действительно песня про хорошее настроение. Вот когда тебе комфортно, ты ее споешь. Если ты злой, то ни за что не сумеешь спеть.
Слушая Вашу историю, я поняла, что эта песня была просто запрограммирована на успех в Америке. Песня-то про американского ковбоя.
Конечно. Что интересно, когда я приезжал в какую-нибудь страну, допустим, в Голландию или в Швецию, то говорил, что пою на чисто шведском или чисто голландском языке. В Германии, соответственно, по-немецки. И везде понимали.



А как Вы относитесь к тому, что сейчас эта песня стала гиперпопулярна, благодаря Интернету?
Она действительно хорошо сделана, аранжировка хорошая и оркестр, и дирижер был хороший, и прекрасный композитор Аркадий Островский. Наверное, лежала себе и лежала эта запись, а потом вот раз — и была вброшена кем-то в Интернет. Совпало, понимаете. Наверное, мало радости сейчас в мире. Не только в России, но и в других странах. И когда люди ее слышат, они понимают, что есть какие-то точки соприкосновения между всеми нами. И то время как бы стало реальным вот сейчас.
Песня вне времени. На самом деле, мне кажется, что эта история доказывает то, что хорошая музыка остается хорошей музыкой в любой стране мира и в любое время.
Безусловно!
Какой Ваша жизнь была в последнее время? Скажем, за две недели до того, как это все началось?
Спокойной. Я работал, и концерты у меня были, и выступления, и поездки. Мы вместе с сыном ездим, с Дмитрием. А иногда выступаем втроем. Мой сын, мой внук — Эдуард II, и я. Папа, дедушка и я — музыкальная семья. Но эта песня, конечно, сейчас все перевернула.

Как это вот ощущается в обычной жизни?
Ощущаю, что восторжествовало добро. Потому что, действительно, песня добрая, радостная. И это не какая-то пошлость. Поэтому люди, наверное, и полюбили песню за эту чистоту и музыкальную, и образную. И сопровождение интересное: там есть и джазовые элементы, и песенные. Это действительно такой, не побоюсь этого слова, — международный шлягер. И если еще туда, может быть, дописать слова какие-то…
А нужно?
Ну, может...
А нужна ли какая-то особая подготовка для того, чтобы эту песню можно было петь? Вокальная, например?
Нет, необязательно. Ее может любой человек напевать. Доказал же этот, Кристофер Вальц.
Актер Кристоф Вальц? Как Вам вообще его пародия? Вы, кстати, видели фильм «Бесславные ублюдки»?
Конечно. Дима показал. Правда, уже после того, как я пародию увидел... Вальц — артист, конечно, фантастический.
Роль в «Бесславных ублюдках» сыграна гениально, без преувеличения.
Ну что вы, это очень трудная роль. Он ничего не делает. Он добрый, у него даже улыбающиеся глаза, но это настоящий фашист. Он охотник за душами.
И как Вам понравилась его актерская работа касательно Вашего образа?
Но это не работа, это шарж. Да, это пародия. Может и такая пародия быть. Некоторые за меня обиделись. Я говорю: «Не обижайтесь. Возможности в этом произведении не ограничены». Он сделал пародию с эротическими элементами. Но это ведь шутка была. Так что, возможно и такое.
Если вдуматься: мало того, что это один из самых популярных актеров в мире, он еще показывает этот шарж спустя три часа после вручения премии «Оскар». Какое значение!
Конечно. И обратите внимание, он даже нашел такой же костюм коричневого цвета. Готовился! И желтый галстук. Вы понимаете? Разве только не побрился. А так все соответствовало тому времени.
Ваша популярность тогда и внезапно появившаяся популярность сейчас — какая между ними разница?
Я сейчас смотрю на это очень, как вам сказать, трезво. Как говорится, я человек тертый, который прошел взлеты и падения, и поэтому меня с моей позиции никто не сможет сдвинуть. Понимаете? Миллионы зрителей слушают или один человек — неважно. Я знаю, что это — добротный материал. Мне за него не стыдно: за многие песни, которые я сделал, не стыдно. Есть, конечно, песни проходящие, но за такую, как «Я очень рад…», мне не стыдно. Поэтому раньше для меня было большим удивлением, когда песня имела успех в Голландии, в Швеции, в Германии или в Англии. Люди в восторге были. Я думаю: «Надо же, как принимают, хотя ни одного слова не понимают. Что я там пою «ля-ля-ля, тру-лю-лю». Может, они и думают, что это такой русский язык?
Эдуард Анатольевич, совершенно очевидно, что академическая манера пения в наше время массовому зрителю не по вкусу. Голос и правда звучит по-другому. Но музыкальная мода развивается по спирали. А значит, рано или поздно все хорошо забытое старое станет любимым в настоящем. Не кажется ли Вам, что ситуация с Вашей песней говорит именно об этом? Это неожиданное исключение или просто спираль так повернулась?
Тут и спираль тоже. Понимаете, вот почему мы сейчас любим, допустим, Баха? Или творчество других композиторов — Шуберта, Чайковского, которого часто можно услышать в джазовом исполнении или в стиле симфоджаз. Почему? Потому что в наше время ощущается острая нехватка произведений современных. Вот почему на нашей эстраде звучат «старые песни о главном»? Это же не просто так. Действительно, это были потрясающие песни. А какие композиторы были: Соловьев-Седой, Дунаевский, Андрей Петров, Владимир Дмитриев, Марк Фрадкин и т. д. Исаак Шварц, недавно ушедший из жизни, — у него одна песня лучше другой. Он сидел у себя в Сиверской под Ленинградом (80 км) и писал прекрасные песни. Их десятилетиями никто не знал. Ну где-то в фильме она промелькнет, один куплетик или припев. А когда слушаешь всю песню, думаешь: «Боже мой, какие вещи не знает наш народ!»
А разница между зрителем советским (XX века) и российским (XXI века) существенна?
Да, безусловно.
В чем она для Вас как для исполнителя?
Тот советский слушатель был более подготовлен, был более профессионален. Большинство людей занимались музыкой. Сейчас люди только реагируют на танцевальность произведения, если можно так сказать. Поэтому те самые «старые песни о главном» стараются переделать под танцевальные.Некоторые песни проигрывают в таком формате, потому что они совершенно про другое.
Имя Эдуард — от древнегерманского, означает «страж богатства». Стражем каких жизненных богатств Вы сейчас являетесь? И что является главным богатством в Вашей жизни?
В моей жизни главное богатство — нести радость, свет людям. Не знаю, получается или нет… Очень много горя в жизни, очень много негатива. Даже мой сын Дима, он говорит: «Папа, у тебя такое качество есть: ты даже минорные песни поешь радостно». Я потом прослушал несколько песен старых, — действительно, они звучат как-то светло и весело.
Это так и есть. А Вы вспыльчивый человек? Если вспыхнули, быстро остываете?
Я вспыльчивый, но быстро остываю. То есть я пока что еще живой.

Может ли у певца, музыканта возникнуть аллергия на зрителя? Есть ли какие-нибудь правила относительно того, когда и где выступать? Сейчас наверняка Вас начнут приглашать на корпоративы.
Вы знаете, для меня это не новость, я и в советское время выступал на корпоративах и даже на закрытых вечерах, где были самые главные люди. Что касается аллергии на зрителя — ее быть не может. Почему? Потому что певца певцом делает его зритель. Частично он делает сам себя. Педагоги, режиссеры, журналисты. Многие говорят: «Ох уж эти журналюги подлые». Но эти люди лукавят, так как без этих «журналюг» его никто не узнает. И никто не узнает, если ты не покажешься на экране телевизора. А теперь и в Интернете. А если не будет зрителей, кто же будет билеты покупать на твои концерты? Какая может быть аллергия?!
У певцов есть свои профессиональные заболевания: прежде всего страдают связки. Срывали ли Вы когда-нибудь голос?
А как же, конечно. И болел, и лечился. Простуды вечные и несмыкание связок.
Какими лекарствами лечитесь?
Самое главное лекарство — помолчать несколько дней. Но сейчас не удается, потому что я все время даю интервью. А это гораздо сложнее, чем петь.
Вы наверняка смотрите, слушаете современную эстраду. Чего не хватает современным певцам, исполнителям? О «Фабрике звезд», например, что можете сказать?
Вы знаете, это направление можно по-разному называть: «фабрика звезд», «потрясающие артисты», «народные артисты» и т. п. Но не хватает, прежде всего, разнообразия песен. Темы, темы должны быть разные. А у нас тема одна и та же: «Я его полюбила — он от меня ушел, я ее полюбил — она от меня ушла». Вот одна и та же тема. И все с сексуальным уклоном. Чем выше любовь...
Тем ниже поцелуи.
Да. Именно. Или «Ты отказала мне два раза…», или «знаю — хочешь, хочешь и молчишь». Вот такие темы. Они и раньше были, были и матерные песни, и тюремные. Это все было. Но это не шло на главные экраны. Понимаете? Вот она — идеология. Если нет у нас общей идеологии, то должна быть идеология в области телевидения, кино, СМИ и т. д. Я не говорю — запрет, а идеология. К чему мы ведем человека? К чему? Куда ведем? И вот это «куда» должно быть видно в глазах исполнителя.
Когда появился Интернет, который совершил маленькое чудо, в том числе и в Вашей личной истории, направлений и призывов стало на порядок больше. Каждый, кто хочет выразиться; каждый, у кого есть некое творческое начало, выкладывает свою картинку, свой ролик, свою песню в Интернет. И вопрос только в одном: скольким количеством людей он будет услышан? Проконтролировать создателей клипов невозможно.
Невозможно, да. Вы знаете, я именно за это. Я за то, чтобы музыка была разной. Чтобы и джаз был, и рок, и авторская песня. И чтобы были песни, написанные раньше, в 60-е годы, и даже в 20-е — «Полюшко, поле», «Тачанка», «Подмосковные вечера», незабываемая песня Матвея Блантера «Катюша» — я за это. И чтобы все развивалось. Но только чтобы не было так, что включаешь телевизор: Первый канал: шоу-бизнес. Второй канал: шоу-бизнес. НТВ: шоу-бизнес... И причем одни и те же лица. Вот что ужасно!

P.S.:
Уже после того, как были закончены наши съемки и интервью, история Эдуарда Хиля вышла на новый виток: именно он стал главным героем первоапрельских шуток. Его вроде как выдвинули на Грэмми. Аеще говорили, что Кристоф Вальц порекомендовал его на главную роль в фильме у самого Дэвида Кронненберга. И многое другое. Но к Интернету отношение легкое, однако, еще неделю спустя эти истории перепечатывались лучшими российскими изданиями на полном серьезе. Потому что в реальности и Грэмми, икинопризнание Эдуарда Хиля не удивляет никого — все это действительно заслужено каждым днем жизни. И это подтвердил данный им в конце апреля аншлаговый концерт в лучшем столичном музыкальном клубе «16 Тонн».

The Directory
Инесса
Способности к музыке присутствуют в каждом человеке с того самого момента, как он появился на свет.
Как современной компании получить лояльность клиентов
Современные компании не могут существовать без применения разнообразных маркетинговых ходов. Любой директор той или иной организации понимает, что программа лояльности не должна оставаться без внимания, так как именно от правильности её структуры и будет зависеть рост той суммы, которую человек готов отдать предприятию.
Что такое женская мудрость
Испокон веков главным оружием любой женщины было умение любить. Причем любить бескорыстной, чистой любовью. Сейчас же время сильно изменило прекрасную половину человечества, женщины стали властными, жестокими, грубыми.
Русская Баба-Яга стала настоящим открытием Miami Art Week 2017
Впервые национальный русский сказочный герой был представлен на выставке современного искусства в рамках престижного ежегодного события Miami Art Week (Майами, США, 6-10 декабря 2017 года).
Зачем нужны спреи для лица
Спреи для лица — недооцененный продукт в мире ухода за кожей
Как вести себя на собеседовании.
Нововведение при приеме на работу до сих пор вызывает негативные эмоции у многих соискателей. Встреча с работодателем приводит к нервозности, страху. 
Back to school
Коллекция Back to school от ТВОЕ: новый взгляд на дресс-код
За что вам очень стыдно и какой урок вы из этого извлекли?
Как не поправиться в отпуске
Система «все включено» нравится многим туристам. Все вкусно, разнообразно, а главное, бесплатно. Мы забываем об ежедневных готовках, и, как следствие, о лишних килограммах. 
Summertime
Лето — это не только прекрасное время, но отличный повод чтобы собраться всем вместе, вкусно поесть и весело провести время! По вашим просьбам мы решили повторить формат интерактивного банкета, где собрали всё самое яркое!
©2018 Радиус Города