Бармен—флейрингист Сергей Грибков, создатель BAR—SHOW

№3(58), март 2010
Екатерина Нагорная
Авторский коктейль из мыслей и алкогольных напитков от руководителя «Центра барной эстетики».

Человек с глубокой жизненной философией, настоящий профессионал, а также рекордсмен Книги рекордов Гиннеса 2001 И 2003 годов. Его ученики— призеры международных конкурсов барменского искусства.
В течение 5 лет Вы занимали пост вице-президента Барменской ассоциации России, а сейчас возглавляете «Центр барной эстетики» и проект BAR-SHOW в Москве. С уверенностью можно сказать, что Вы состоявшийся и успешный человек. Как начиналась Ваша история?
К тому, что я имею, и что я собой представляю, я пришел, в прямом смысле, по горлышкам бутылок. Это не метафора. Все началось в цирке: тогда я работал канатоходцем, выступая на свободной проволоке. В какой-то момент стало понятно, что бутылка — гораздо более гибкий материал для шоу: закрепить проволоку сложно. А здесь — поставил бутылку, встал и пошел.
Известно, что Вы год провели в Штатах: Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе. Повлияло ли это на Ваш карьерный путь?
С 1990 года я регулярно путешествую по разным странам. Сначала этого требовали цирковые гастроли, а затем, конечно, целью поездок стал flair. В Лас-Вегасе это мастерство известно уже очень давно и хорошо развито. В России же долгое время флейринг даже назывался иначе — фристайл. Сейчас ситуация изменилась, и если вы подойдете к бармену в любом заведении, то непременно сможете узнать о флейрингистах, если не от него, так от менеджера точно.
Можно ли сказать, что Вы имеете отношение к истокам барменского искусства в России?
Без лишней скромности могу сказать, что прямое. Так сложились обстоятельства, мне это напоминает пазл. Впервые я вышел на сцену в Нижнем Новгороде: мой друг ангажировал меня для выступления в местном казино. На тот момент в моем арсенале был номер с жонглированием и хождение по закупоренным бутылкам с шампанским — по ним было легче ходить, и смотрелось это гораздо более эффектно. Тогда же приятель познакомил меня с женщиной, которая рассказала о существовании Барменской ассоциации России и предположила, что ее президенту Сергею Викторовичу Цыро, возможно, придется по вкусу идея совместной со мной деятельности. Так с 1996 года мы начали сотрудничать. Я вел факультатив по мастерству флейринга (на тот момент еще фристайлу) и получал на тот момент доллар с человека. Сергей Викторович вел набор будущих барменов, молодых и амбициозных. Долгое время я был его помощником и, безусловно,
многому научился. Кто-то начинал занятия с нуля, кто-то приходил, уже имея опыт. Преподавателями были Саша Трифонов, Слава Ланкин — сейчас у
них свои, пользующиеся большой популярностью заведения. В этом смысле Цыро воспитал очень много народа.
То есть с Вашей стороны это был в большей степени энтузиазм?
Мне было интересно, я чувствовал, что это новое перспективное направление. К тому же, спустя 2-3 месяца у меня появились воспитанники, которых я мог выпускать на сцену в ночных клубах. Мы начали обкатывать наши авторские программы и популяризировать Барменскую ассоциацию, а позже и вручать дипломы. Вскоре флейринг стал отдельной дисциплиной, а не только как факультатив к занятиям по мастерству бармена.
Насколько сложно освоить искусство флейринга? Какими свойствами личности и характера должен обладать будущий мастер: целеустремленность, авантюризм, страсть к риску?
Безусловно. Это сродни тому, что я, к примеру, собираюсь поставить вас на коньки и говорю о том, что в перспективе мне бы хотелось видеть вас чемпионкой Европы. Мне в этом смысле повезло: цирковые артисты, которые труженики, не лентяи, всегда стремятся делать вещи, которые раньше никто делать не решался. Это во многом меня воспитало.
Вы дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннеса…
В первый раз я прошел 101 бутылку, а во второй, побив собственный рекорд, — 155. Мы ставили рекорд прямо на заводе. Это была настоящая информационная бомба, об этом пишут и по сей день. Не могу не сказать об идее, которая недавно пришла мне в голову: я бы очень хотел заняться обучением того, кто в итоге побьет мой собственный рекорд. Или придумать новый рекорд — то, чего еще не было. Сделать это очень непросто: все интересные элементы и фишки во флейринге давно известны.
Как думаете, сложно ли «переплюнуть» Вас в мастерстве?
Признаюсь, сложно. Даже чемпионам. Хотя, конечно, то, что среди гуру есть конкуренция и каждый хочет быть человеком первой величины — явление только положительного свойства. В соперничестве рождаются рекорды.
Когда Вы только начинали, задумывались ли о масштабах грядущего успеха? Можете ли Вы назвать себя перфекционистом?
Боюсь, что перфекционистом в квадрате. И более чем максималистом. У меня была возможность остаться в Лас-Вегасе и иметь все: деньги, социальные гарантии. Но возмутило то, что в этом случае пришлось бы с самого начала доказывать то, что ты собой представляешь и кем являешься. И даже тогда остаться «одним из». А ведь время ценно и нужно многое успеть.
Соотносится ли профессия флейрингиста с шоу-бизнесом?
Шоу-бизнес и ресторанный бизнес очень похожи. Я, например, получается, из шоу-бизнеса(цирковой среды) спустился в «подвал» ресторанного бизнеса, в цех по приготовлению пищи. Есть, конечно, определенные нюансы: коммерческая сторона, отношения между людьми. К примеру, можно говорить о том, что ни один опытный ресторатор не может по достоинству и со знанием дела оценить навыков умелого бармена. Это зачастую обидно: мастера ценятся наравне с теми, кто умеет в разы меньше.
Но если так, получается, что некомпетентность ресторатора может так или иначе сыграть Вам на руку. Каким образом?
Конечно. Это своеобразная афера. Мастеру легко при желании одурачить публику и владельца: это как прийти в театр и следить за игрой актеров. Вам нравится действо, происходящее на сцене, вы восхищаетесь, но ведь для артиста — это больше жизнь, нежели игра. Артисты — не совсем артисты. В этой искусной афере и есть, по сути, прелесть. Ресторан — это тоже своеобразный театр.
Ваша профессия напрямую связана с алкоголем. Это вещество, обладающее известными свойствами. Человек употребляет спиртное, наблюдает за праздником, который Вы дарите ему своим шоу, отвлекается от насущных проблем, а потом снова к ним возвращается. Нерешенным. Не считаете ли Вы, что это глобальный обман?
Я бы скорее сказал об опасности, которая неизбежно подстерегает тех, кто находится вблизи от флейринга. Одна из задач моих последних мастер-классов — донести до молодежи, что флейринг — это не только спортивное увлечение, но и спортивное увлечение алкоголем. С другой стороны — это своеобразное очищение и проверка на стойкость.
Как готовятся коктейли во время соревнований: заранее или в процессе шоу? Нет ли здесь элементов мошенничества, пусть даже красивого?
Все происходит моментально, и напиток должен готовиться индивидуально. Скажу откровенно, что флейрингисты часто забывают о том, что коктейль обязан быть вкусным. Мастеров это, конечно, не касается.
Часто ли участники могут позволить себе импровизировать и готовить авторские коктейли?
В основном. Это ведь всегда интереснее. Кроме того, существует еще такой вариант: авторский коктейль для персоны. Моя задача угадать настроение гостя, для чего с помощью нескольких наводящих вопросов я стараюсь понять, что за человек передо мной. Вопрос может быть абсолютно любым: нравится ли вам методично отбивать теннисный мячик или вам больше по душе таскать за собой скейтборд? При этом человек может не отвечать, по одной только реакции я могу сказать, что ему ближе, к примеру, водные виды спорта, а не прыжки с парашютом.
Есть мнение, что бармены — отпетые шарлатаны. И профессия бармена существует для того, чтобы путем банального надувательства уже подвыпившего клиента заработать легкие деньги.
Люди, которые так считают, по-своему правы. Такую картину можно наблюдать во многих местах, как это ни печально. В этом отношении мне нравятся несколько мест: среди них располагавшийся ранее на Смоленке болгарский ресторан «Механа Банско». Как-то раз, придя туда, я разговорился с барменом, — как оказалось, выпускником моей школы. Он рассказал, что хозяева заведения прислушиваются к его мнению относительно того, как обеспечить гостям комфорт. Или как сделать так, чтобы у них не возникало ни малейшего подозрения подмены какого-либо ингридиента более дешевым алкоголем. Выяснилось, что хозяин заведения не скупится и платит чуть ли не самую — я не знаю ставки всех заведений — высокую зарплату барменам.
Хорошо, а на Ваш собственный взгляд, в каком аспекте флейринг — это афера?
Не в чистом виде. Это скорее характерное для аферы как интриги и приключения желание ощутить чувство риска и испытать свою судьбу. Это предупреждение. Как анекдот иногда. Вроде бы смешно, но когда задумываешься о смысле, часто бывает вовсе не до смеха. Я говорю о показательном действии. Приведу пример: я делаю совершенно несложные элементы, но вам это нравится. Ввиду того, что я вас уже загипнотизировал, погрузил в своеобразный транс…
Плюс я уже что-нибудь выпила…
Вот именно. Вы выпили что-нибудь (смеется). Возможно, не совсем то, что хотели изначально, а то, что я вам предложил: чуть-чуть другое. И тут еще стоимость. Немаленькая. Но вы довольны: «Это же профи мне сделал, ничего страшного». И пусть это стоит 5,30, а не 2,30. Вот с этой точки зрения можно думать, что во флейринге есть момент легкого шарлатанства. Но не всегда. Почему? А вы попробуйте научитесь!

«Афера» — само по себе многозначное слово. Возьмем яркий пример: образ афериста Остапа Бендера. Все сразу понимают, о чем речь. Он ни положительный, ни отрицательный герой. И что такого в том, что ты научился спустя рукава выходить из непростой жизненной ситуации? Да, понятно, что ты кого-то наверняка задел. Но в результате, часто оказывается, что пострадавший не кто иной, как какой-нибудь Шура Балаганов.
Если говорить об истории смешивания напитков. Многие не любят вкус чистого алкоголя, но знают об эффекте, который он вызывает. А не придуман ли коктейль для того, чтобы пополнить ряды выпивающих? Нет ли в этом пропаганды?
Это, скорее, вопрос об истоках: ведь все придумано не вчера. Одно скажу точно: смешивать напитки сейчас модно. А эффект, который вызывает спиртное, зачастую используется в корыстных целях. Вплоть до ситуации, когда целью является подписание важного документа. Эффективно сделать это за ужином с бокалом вина — это отличный способ расположить к себе человека.
Расскажите о новых идеях и о ваших последних проектах.
У меня есть мечта — донести до масс понимание того, что стоит за словом «флейринг». И сейчас для меня важно найти адекватный способ это сделать. До сих пор не существует книги о флейринге на русском языке. Объяснить суть философии флейринга с помощью художественных средств не выйдет: нет гарантии, что смысл интерпретируют верно. Как, пытаясь изобразить Мадонну, ты не можешь быть уверен, что другие не разглядят за ней дракона, к примеру. У меня есть идея сценария, который, возможно, позволит популяризировать флейринг. Героями станут мистер Флейринг — взрослый человек и Флейер — мальчик, подмастерье. Вопрос в том, как создать цельные образы того и другого? Часто в представлении непосвященного — это жонглирование, разбитые бутылки — спроецированная на бар ситуация из цирка. В этом, конечно, есть доля правды. Но! Это абсолютно точно не цирк.
Идея конкурса Flair Kremlin Stars принадлежит Вам?
Да. Прообразом для него послужил известный Flair Ring. В этом году мы готовим конкурс во второй раз и приглашаем ценителей алкогольной культуры своими глазами увидеть грандиозное шоу показательного флейринга и то, как коктейль превращается из просто «продукта» в культурный артефакт.

Рецепт от Сергея Грибкова: коктейль «Бриллиантовое лето».
Смешиваем ингредиенты:
• 30 мл водки,
• 20 мл сиропа маракуйи,
• 2 дольки свежего грейпфрута для приготовления сока с мякотью или грейпфрутовый сок,
• сок 1/4 лайма,
• заполнить бокал Sprite,
• добавить колотый лед,
• украсить листиком мяты, ежевикой, малиной и долькой апельсина.

The Directory
Церемония вручения премии VMODE Awards 2020 «Красота без границ»
15 марта 2020 года в Георгиевском зале отеля «Ренессанс Москва Монарх Центр» состоялась церемония вручения очередной премии VMODE Awards 2020.
Премия ROYAL RUSSIAN AWARDS
Названы лучшие московские рестораны по версии престижной ресторанной премии ROYAL RUSSIAN AWARDS
Ева и Николай
В последние выходные апреля в загсе «Барвиха Luxury Village» состоялась регистрация брака двух творческих людей: певицы, актрисы, участницы «Фабрики звезд-4» Евы Бристоль и актера, певца и саунд-продюсера Николая Демидова. На росписи присутствовали родные и близкие друзья молодоженов. Специально для журнала «Радиус города» артисты согласились на эксклюзивное интервью.
Герои современной России:от Балтики до Сахалина
В новом телевизионном сезоне Discovery Channel представит цикл программ «Сделано в России»
МИХАИЛ ГУЦЕРИЕВ ПРИГОТОВИЛ НОВЫЙ ХИТ «ФАБРИКЕ»
На официальном YouTube-канале GUTSERIEV MEDIA опубликован тизер нового клипа группы «Фабрика» «Позвони, будь посмелей», всероссийская премьера которого состоится в ближайшую пятницу, 24 апреля.
Сергей Эфрон презентовал клип «На нервах»
Сегодня автор и исполнитель песен Сергей Эфрон опубликовал на своем официальном YouTube канале клип на песню «На нервах»
Лилия Дышлевая
«Все, что связано с моей специальностью, – мой космос»
Герой сериала «След» нашел любовь на лестничной клетке
31 января в Конгресс-центре им. Плеханова поклонников телевизионного сериала «След» ждет встреча с майором ФЭС Кругловым, а точнее, с заслуженным артистом России Владимиром Ташлыковым. Актер примет участие в постановке Московского Областного театра драмы и комедии – «Любовь на лестничной клетке».
«Бибирево. Пиво, еда, мороженое»
Александр Раппопорт открывает «Бибирево. Пиво, еда, мороженое» – первый гастрономический ресторан для всей семьи
Настоящий «GREEK БУЗУКИ» в Москве
1 июня 2018 года благотворительный фонд «МИССИЯ» совместно с Finparty, российским порталом для деловой и финансовой элиты, организуют благотворительную вечеринку «Greek Бузуки».
©2018 Радиус Города