Бармен—флейрингист Сергей Грибков, создатель BAR—SHOW

№3(58), март 2010
Екатерина Нагорная
Авторский коктейль из мыслей и алкогольных напитков от руководителя «Центра барной эстетики».

Человек с глубокой жизненной философией, настоящий профессионал, а также рекордсмен Книги рекордов Гиннеса 2001 И 2003 годов. Его ученики— призеры международных конкурсов барменского искусства.
В течение 5 лет Вы занимали пост вице-президента Барменской ассоциации России, а сейчас возглавляете «Центр барной эстетики» и проект BAR-SHOW в Москве. С уверенностью можно сказать, что Вы состоявшийся и успешный человек. Как начиналась Ваша история?
К тому, что я имею, и что я собой представляю, я пришел, в прямом смысле, по горлышкам бутылок. Это не метафора. Все началось в цирке: тогда я работал канатоходцем, выступая на свободной проволоке. В какой-то момент стало понятно, что бутылка — гораздо более гибкий материал для шоу: закрепить проволоку сложно. А здесь — поставил бутылку, встал и пошел.
Известно, что Вы год провели в Штатах: Лас-Вегасе и Лос-Анджелесе. Повлияло ли это на Ваш карьерный путь?
С 1990 года я регулярно путешествую по разным странам. Сначала этого требовали цирковые гастроли, а затем, конечно, целью поездок стал flair. В Лас-Вегасе это мастерство известно уже очень давно и хорошо развито. В России же долгое время флейринг даже назывался иначе — фристайл. Сейчас ситуация изменилась, и если вы подойдете к бармену в любом заведении, то непременно сможете узнать о флейрингистах, если не от него, так от менеджера точно.
Можно ли сказать, что Вы имеете отношение к истокам барменского искусства в России?
Без лишней скромности могу сказать, что прямое. Так сложились обстоятельства, мне это напоминает пазл. Впервые я вышел на сцену в Нижнем Новгороде: мой друг ангажировал меня для выступления в местном казино. На тот момент в моем арсенале был номер с жонглированием и хождение по закупоренным бутылкам с шампанским — по ним было легче ходить, и смотрелось это гораздо более эффектно. Тогда же приятель познакомил меня с женщиной, которая рассказала о существовании Барменской ассоциации России и предположила, что ее президенту Сергею Викторовичу Цыро, возможно, придется по вкусу идея совместной со мной деятельности. Так с 1996 года мы начали сотрудничать. Я вел факультатив по мастерству флейринга (на тот момент еще фристайлу) и получал на тот момент доллар с человека. Сергей Викторович вел набор будущих барменов, молодых и амбициозных. Долгое время я был его помощником и, безусловно,
многому научился. Кто-то начинал занятия с нуля, кто-то приходил, уже имея опыт. Преподавателями были Саша Трифонов, Слава Ланкин — сейчас у
них свои, пользующиеся большой популярностью заведения. В этом смысле Цыро воспитал очень много народа.
То есть с Вашей стороны это был в большей степени энтузиазм?
Мне было интересно, я чувствовал, что это новое перспективное направление. К тому же, спустя 2-3 месяца у меня появились воспитанники, которых я мог выпускать на сцену в ночных клубах. Мы начали обкатывать наши авторские программы и популяризировать Барменскую ассоциацию, а позже и вручать дипломы. Вскоре флейринг стал отдельной дисциплиной, а не только как факультатив к занятиям по мастерству бармена.
Насколько сложно освоить искусство флейринга? Какими свойствами личности и характера должен обладать будущий мастер: целеустремленность, авантюризм, страсть к риску?
Безусловно. Это сродни тому, что я, к примеру, собираюсь поставить вас на коньки и говорю о том, что в перспективе мне бы хотелось видеть вас чемпионкой Европы. Мне в этом смысле повезло: цирковые артисты, которые труженики, не лентяи, всегда стремятся делать вещи, которые раньше никто делать не решался. Это во многом меня воспитало.
Вы дважды рекордсмен Книги рекордов Гиннеса…
В первый раз я прошел 101 бутылку, а во второй, побив собственный рекорд, — 155. Мы ставили рекорд прямо на заводе. Это была настоящая информационная бомба, об этом пишут и по сей день. Не могу не сказать об идее, которая недавно пришла мне в голову: я бы очень хотел заняться обучением того, кто в итоге побьет мой собственный рекорд. Или придумать новый рекорд — то, чего еще не было. Сделать это очень непросто: все интересные элементы и фишки во флейринге давно известны.
Как думаете, сложно ли «переплюнуть» Вас в мастерстве?
Признаюсь, сложно. Даже чемпионам. Хотя, конечно, то, что среди гуру есть конкуренция и каждый хочет быть человеком первой величины — явление только положительного свойства. В соперничестве рождаются рекорды.
Когда Вы только начинали, задумывались ли о масштабах грядущего успеха? Можете ли Вы назвать себя перфекционистом?
Боюсь, что перфекционистом в квадрате. И более чем максималистом. У меня была возможность остаться в Лас-Вегасе и иметь все: деньги, социальные гарантии. Но возмутило то, что в этом случае пришлось бы с самого начала доказывать то, что ты собой представляешь и кем являешься. И даже тогда остаться «одним из». А ведь время ценно и нужно многое успеть.
Соотносится ли профессия флейрингиста с шоу-бизнесом?
Шоу-бизнес и ресторанный бизнес очень похожи. Я, например, получается, из шоу-бизнеса(цирковой среды) спустился в «подвал» ресторанного бизнеса, в цех по приготовлению пищи. Есть, конечно, определенные нюансы: коммерческая сторона, отношения между людьми. К примеру, можно говорить о том, что ни один опытный ресторатор не может по достоинству и со знанием дела оценить навыков умелого бармена. Это зачастую обидно: мастера ценятся наравне с теми, кто умеет в разы меньше.
Но если так, получается, что некомпетентность ресторатора может так или иначе сыграть Вам на руку. Каким образом?
Конечно. Это своеобразная афера. Мастеру легко при желании одурачить публику и владельца: это как прийти в театр и следить за игрой актеров. Вам нравится действо, происходящее на сцене, вы восхищаетесь, но ведь для артиста — это больше жизнь, нежели игра. Артисты — не совсем артисты. В этой искусной афере и есть, по сути, прелесть. Ресторан — это тоже своеобразный театр.
Ваша профессия напрямую связана с алкоголем. Это вещество, обладающее известными свойствами. Человек употребляет спиртное, наблюдает за праздником, который Вы дарите ему своим шоу, отвлекается от насущных проблем, а потом снова к ним возвращается. Нерешенным. Не считаете ли Вы, что это глобальный обман?
Я бы скорее сказал об опасности, которая неизбежно подстерегает тех, кто находится вблизи от флейринга. Одна из задач моих последних мастер-классов — донести до молодежи, что флейринг — это не только спортивное увлечение, но и спортивное увлечение алкоголем. С другой стороны — это своеобразное очищение и проверка на стойкость.
Как готовятся коктейли во время соревнований: заранее или в процессе шоу? Нет ли здесь элементов мошенничества, пусть даже красивого?
Все происходит моментально, и напиток должен готовиться индивидуально. Скажу откровенно, что флейрингисты часто забывают о том, что коктейль обязан быть вкусным. Мастеров это, конечно, не касается.
Часто ли участники могут позволить себе импровизировать и готовить авторские коктейли?
В основном. Это ведь всегда интереснее. Кроме того, существует еще такой вариант: авторский коктейль для персоны. Моя задача угадать настроение гостя, для чего с помощью нескольких наводящих вопросов я стараюсь понять, что за человек передо мной. Вопрос может быть абсолютно любым: нравится ли вам методично отбивать теннисный мячик или вам больше по душе таскать за собой скейтборд? При этом человек может не отвечать, по одной только реакции я могу сказать, что ему ближе, к примеру, водные виды спорта, а не прыжки с парашютом.
Есть мнение, что бармены — отпетые шарлатаны. И профессия бармена существует для того, чтобы путем банального надувательства уже подвыпившего клиента заработать легкие деньги.
Люди, которые так считают, по-своему правы. Такую картину можно наблюдать во многих местах, как это ни печально. В этом отношении мне нравятся несколько мест: среди них располагавшийся ранее на Смоленке болгарский ресторан «Механа Банско». Как-то раз, придя туда, я разговорился с барменом, — как оказалось, выпускником моей школы. Он рассказал, что хозяева заведения прислушиваются к его мнению относительно того, как обеспечить гостям комфорт. Или как сделать так, чтобы у них не возникало ни малейшего подозрения подмены какого-либо ингридиента более дешевым алкоголем. Выяснилось, что хозяин заведения не скупится и платит чуть ли не самую — я не знаю ставки всех заведений — высокую зарплату барменам.
Хорошо, а на Ваш собственный взгляд, в каком аспекте флейринг — это афера?
Не в чистом виде. Это скорее характерное для аферы как интриги и приключения желание ощутить чувство риска и испытать свою судьбу. Это предупреждение. Как анекдот иногда. Вроде бы смешно, но когда задумываешься о смысле, часто бывает вовсе не до смеха. Я говорю о показательном действии. Приведу пример: я делаю совершенно несложные элементы, но вам это нравится. Ввиду того, что я вас уже загипнотизировал, погрузил в своеобразный транс…
Плюс я уже что-нибудь выпила…
Вот именно. Вы выпили что-нибудь (смеется). Возможно, не совсем то, что хотели изначально, а то, что я вам предложил: чуть-чуть другое. И тут еще стоимость. Немаленькая. Но вы довольны: «Это же профи мне сделал, ничего страшного». И пусть это стоит 5,30, а не 2,30. Вот с этой точки зрения можно думать, что во флейринге есть момент легкого шарлатанства. Но не всегда. Почему? А вы попробуйте научитесь!

«Афера» — само по себе многозначное слово. Возьмем яркий пример: образ афериста Остапа Бендера. Все сразу понимают, о чем речь. Он ни положительный, ни отрицательный герой. И что такого в том, что ты научился спустя рукава выходить из непростой жизненной ситуации? Да, понятно, что ты кого-то наверняка задел. Но в результате, часто оказывается, что пострадавший не кто иной, как какой-нибудь Шура Балаганов.
Если говорить об истории смешивания напитков. Многие не любят вкус чистого алкоголя, но знают об эффекте, который он вызывает. А не придуман ли коктейль для того, чтобы пополнить ряды выпивающих? Нет ли в этом пропаганды?
Это, скорее, вопрос об истоках: ведь все придумано не вчера. Одно скажу точно: смешивать напитки сейчас модно. А эффект, который вызывает спиртное, зачастую используется в корыстных целях. Вплоть до ситуации, когда целью является подписание важного документа. Эффективно сделать это за ужином с бокалом вина — это отличный способ расположить к себе человека.
Расскажите о новых идеях и о ваших последних проектах.
У меня есть мечта — донести до масс понимание того, что стоит за словом «флейринг». И сейчас для меня важно найти адекватный способ это сделать. До сих пор не существует книги о флейринге на русском языке. Объяснить суть философии флейринга с помощью художественных средств не выйдет: нет гарантии, что смысл интерпретируют верно. Как, пытаясь изобразить Мадонну, ты не можешь быть уверен, что другие не разглядят за ней дракона, к примеру. У меня есть идея сценария, который, возможно, позволит популяризировать флейринг. Героями станут мистер Флейринг — взрослый человек и Флейер — мальчик, подмастерье. Вопрос в том, как создать цельные образы того и другого? Часто в представлении непосвященного — это жонглирование, разбитые бутылки — спроецированная на бар ситуация из цирка. В этом, конечно, есть доля правды. Но! Это абсолютно точно не цирк.
Идея конкурса Flair Kremlin Stars принадлежит Вам?
Да. Прообразом для него послужил известный Flair Ring. В этом году мы готовим конкурс во второй раз и приглашаем ценителей алкогольной культуры своими глазами увидеть грандиозное шоу показательного флейринга и то, как коктейль превращается из просто «продукта» в культурный артефакт.

Рецепт от Сергея Грибкова: коктейль «Бриллиантовое лето».
Смешиваем ингредиенты:
• 30 мл водки,
• 20 мл сиропа маракуйи,
• 2 дольки свежего грейпфрута для приготовления сока с мякотью или грейпфрутовый сок,
• сок 1/4 лайма,
• заполнить бокал Sprite,
• добавить колотый лед,
• украсить листиком мяты, ежевикой, малиной и долькой апельсина.

The Directory
Marianna Mira
Marianna Mira – певица, поражающая не только вокальными данными, но и уверенной жизненной позицией. Она стремится к концептуальности, пытаясь воодушевить людей на новые свершения своим творчеством. Marianna с детства увлекалась пением: в раннем возрасте она пела в главном хоре телевидения и радиовещания. Главным вдохновителем для нее стал отец – гитарист и мечтатель, он открыл своей дочери красоту и безграничность музыки. Переосмыслять трудности – жизненное кредо этой хрупкой девушки, внутри которой бушуют сумасшедший темперамент и желание доказать слушателям безграничность человеческой энергии.
Настоящий «GREEK БУЗУКИ» в Москве
1 июня 2018 года благотворительный фонд «МИССИЯ» совместно с Finparty, российским порталом для деловой и финансовой элиты, организуют благотворительную вечеринку «Greek Бузуки».
Неделя моды в Москве: мода будущего уже сегодня
С 24 по 29 октября в Гостином дворе пройдет 38-я «Неделя моды в Москве. Сделано в России», организатором которой выступает Ассоциация Высокой моды и Прет-а-порте при поддержке МИНПРОМТОРГ России.
КТО МЫ ТАКИЕ?
ПЕВИЦА PANOVA И УЧАСТНИЦА ДЕТСКОГО ЕВРОВИДЕНИЯ-2017 ПОЛИНА БОГУСЕВИЧ ПРЕДСТАВИЛИ СОВМЕСТНЫЙ ПРОЕКТ «КТО МЫ ТАКИЕ?»
Мужские костюмы Kanzler
Гардероб современного мужчины – визитная карточка его повседневного или делового образа.
«Высшая Проба»
Алиса Вокс разгромила участников конкурса «Высшая проба»
MOSCOW CLASSIC GRAND PRIX’ 2017
Международный автомобильный фестиваль Moscow Classic Grand Prix `2017 уже скоро! 12 июня ждем всех желающих на гоночной трассе Moscow Raceway. В этот день в рамках фестиваля стартует 1-й этап ежегодного кольцевого чемпионата на классических автомобилях с одноименным названием. Организатор фестиваля – компания «Старое Время».
День города
Алексей Воробьев, Ольга Бузова, Елена Темникова, Zivert, Марина Ермошкина и другие звезды на концерте в Лужниках в честь Дня города
Роза Хутор
Рекорды BoogelWoogel-2019: в капитанских спусках на Роза Хутор приняли участие более 1500 райдеров со всего мира и российские звезды
Дарите тепло с зимними аксессуарами ТВОЕ
Бренд ТВОЕ представляет зимнюю коллекцию аксессуаров. Яркие и теплые комплекты шапок, шарфов, варежек и перчаток станут отличным подарком на Новый год.
©2018 Радиус Города