Андрей Анненский, режиссер, 26 лет

№6(49), июнь 2009
Ксения Вознесенская
Его работы уже берут награды на кинофестивалях, хотя он только студент первого курса ВГИКа.


Дед.
Исидор Маркович Анненский начинал свою работу в театрах в Одессе. Затем в тридцатых годах, когда киноискусство начало приобретать свою популярность в постреволюционной России, дед решил поступать в Киноакадемию при ГИКе и был принят на курс Сергея Эйзенштейна. В основном дед экранизировал Чехова, его произведения были большой страстью Исидора Марковича. Среди наиболее ярких работ — «Человек в футляре», «Свадьба», «Анна на шее». Разумеется, приходилось снимать и картины на современную тему, такие, например, как «Екатерина Воронина». В его картинах снимались ярчайшие звезды того времени: Ольга Андровская, Михаил Жаров, Фаина Раневская, Алексей Грибов, Николай Хмелев, Александр Вертинский, Юрий Соломин. Для многих из них эти роли были дебютом в кино. Кстати, всем известный фильм «Медведь» был его дипломной работой. Этот фильм в то время буквально прогремел на всю страну и принес дедушке всесоюзную славу. Картина побила рекорды в советском кинопрокате. А в те времена еще существовало правило: режиссер получал определенную часть от суммы кассовых сборов. Буквально за четыре недели проката была собрана колоссальная сумма. Причитающийся весьма приличный гонорар государству, конечно, пришлось выплатить начинающему режиссеру, но следом его же старшими товарищами было написано достаточное количество писем в нужные инстанции, чтобы еще через две недели в этот закон внесли изменения — была введена верхняя граница суммы возможного гонорара. Но деньги никогда не были для заслуженного деятеля искусств России главным…

Отец, Александр Исидорович Анненский.
Получилось так, что он уже в 19 лет поступил на сценарный факультет во ВГИК. Вопрос выбора профессии был решен еще в детстве, когда отец проводил все свое время на съемочных площадках. Но тяга к литературе была сильнее интереса к режиссерскому ремеслу, что определило будущую специализацию, отец стал сценаристом. После окончания ВГИКа, он начал заниматься созданием документальных фильмов. Долгое время проработал в телевизионной редакции АПН (РИА «Новости»), позже перешел к написанию сценариев для игровых лент. Первым его художественным сценарием стал «Инспектор таможни», написанный для Киностудии им. Горького в 1991 году и впоследствии закрытый с формулировкой «за некоторое очернительство советской действительности». В 1993 — 94 годах Александр Исидорович написал еще один сценарий — «Карусель», как раз про то, что происходило в России в период распада Советского Союза, и о том, как каждый пытался «урвать» кусок пирога. Сценарий прочитали на Мосфильме, на нескольких других киностудиях. В один голос все говорили: «Потрясающий сценарий, надо немедленно снимать!» И… никто так и не снял. Люди боялись — слишком много правды было в этом сценарии. Во многом это и стало причиной эмиграции Александра Анненского в Германию. Сегодня он считает это своей самой большой ошибкой. Сейчас отец снова в Москве, где вышли несколько его книг, работает главным редактором одной из крупнейших телекомпаний.

Судьбоносный корабль, или о том, куда приводят мечты.
У отца с раннего детства была мечта объехать весь мир. Несмотря на то, что он жил в советское время, ему удалось эту мечту осуществить. И именно потому, что ему это удалось, существую сегодня я. Удивительная история. Мой отец попал на лайнер, который назывался «Максим Горький», где впоследствии происходила историческая встреча Горбачева и Рейгана. Корабль был построен в Германии и носил когда-то название Hamburg. Затем его выкупил Советский Союз, переименовал и стал зарабатывать валюту на обслуживании иностранцев. Корабль совершал кругосветные плавания для зафрахтовавшей его немецкой компании Neckermann Reisen с немецкими гостями на борту, а обслуживающий персонал был русским. Отец работал в пассажирской библиотеке, а мама, впоследствии ставшая филологом, — официанткой. Так познакомились мои родители, и отец побывал практически во всех странах мира. К сожалению, у этого судна достаточно печальная судьба. 26 февраля этого года он своим ходом зашел на один из индийских пляжей, где находится одно из крупнейших кладбищ кораблей. Там после отлива он опустился на дно и его начали разбирать на металлолом. «Совкомфлот» продал этот пассажирский корабль, так как ему слишком дорого обходилось его содержание. Много людей сражались за спасение легендарного судна, вкладывая в борьбу силы и деньги. Я тоже предложил сделать свой вклад: снять фильм про этот корабль. Но все старания не увенчались успехом, и корабль все-таки умер, по иронии судьбы, в день рождения моего отца. Несмотря ни на что через два месяца я начну работу над съемками фильма в Индии про этот корабль. Основное внимание, конечно, будет уделено не самому судну, а судьбам людей, которые связны с ним. Ведь в мире живет около двух тысяч семей, которые сложились лишь благодаря существованию этого корабля.

Начало пути.
Так получилось, что все свое детство я провел в кино. Моя самая первая роль была в фильме Хуциева «Бесконечность» (1991 г.), когда мне было 6 лет. После этого я снимался в телесериале про приставку Sega, вел передачу «Праздник каждый день», снялся в нескольких других картинах, в частности, американской «Полицейской академии». Помимо этого я много занимался русским дубляжом, озвучивал, например, мальчика Адама в фильме Спилберга «Список Шиндлера», юного героя фильма «Бетховен». У меня было замечательное, интересное детство, как вдруг в 1995 году меня сажают в самолет и привозят в Германию. Я плакал, ругался, кричал, что хочу обратно, что у меня нет друзей, что никогда не выучу этот язык. Но пришлось адаптироваться. Я закончил университет информационных технологий — Institut fur Wirtschaft und Datenverarbeitung. Выбор образования был сделан по настоянию отца, и к настоящему моменту я не раз убеждался в том, что он был прав, профессия эта не раз мне помогала. Тем не менее, я не бросал театр. Год работал актером в городском театре в Баварии в спектакле «Трехгрошовая опера», одновременно ухитряясь делать свои маленькие постановки. Я уже работал по специальности программистом-разработчиком в небольшой компании, когда твердо решил снимать кино. Это было достаточно трудно, но все же мне удалось снять фильм «Последняя минута». Я послал его на несколько фестивалей, прекрасно понимая, что не стоит ожидать многого от работы, которая сделана практически «на коленях». Вдруг фильм получает несколько призов. Это меня вдохновило. Я снял второй фильм — своеобразное поэтическое эссе «Маленький домик». И он тоже взял несколько призов. Тогда я отважился послать фильм в Берлинский кинематографический институт, и меня пригласили. Но когда я поговорил с профессором, понял, что в Германии учиться искусству кино не буду.



Зов крови.
Однажды я поехал во Францию, в маленький городок на берегу океана встречаться с клиентом. Вечером после работы меня потянуло на пустынный пляж. Я сидел на песке, смотрел в океанскую даль и вдруг спросил себя: «Давай поплаваем? Вода, конечно, не самая теплая, но именно сейчас так хочется плавать!» Я разделся и бросился в воду. У каждого города есть звуковой фон, и вот когда я уплывал все дальше от берега, то слышал, как этот фон удаляется, пока наконец не наступала святая тишина. В эту секунду я понял: если сейчас не переверну свою судьбу, будет поздно, меня затянет круговорот жизни. Я взял билеты и приехал в Россию. В итоге я отказался от замечательной зарплаты, хорошего бизнеса: там я создал маленькую компанию, которой сейчас заведует мой друг. Фирма приносит мне какие-то деньги для существования.

И вот я в здании ВГИКа: вот ступени, по которым ходил Андрей Тарковский. Я послал комиссии все свои работы, и меня пригласили на собеседование — первый из четырех туров. На собеседовании присутствовал теперь уже мой мастер Вадим Абдрашитов. Мне задают несколько вопросов, я выполняю несколько заданий, читаю свою работу. Вадим Юсупович, дослушав, говорит: «Да… Нудно… Все ясно, отдыхайте». Тогда я еще не очень хорошо разбирался в хитростях русского языка и не очень понял, что это значило, то есть «иди домой и отдыхай» или «можешь быть свободен и не появляться здесь больше». И вот уже на выходе я все-таки решил уточнить и спросил: «Простите, а отдыхай — это как?» А мне вдруг ответили: «В смысле приходите в сентябре, может быть, тогда вы сможете объяснить, зачем мы вам нужны». Сейчас я понимаю, что значили эти слова. Мне очень тяжело учиться во ВГИКе. Программа составлена для людей, которые еще совсем не знакомы с работой в кино, а я уже снял несколько фильмов, и мне иногда становится тесно в рамках тех заданий, которые предлагаются на первом курсе студентам. Хотя, с другой стороны, я быстро освоился в этом новом для меня пространстве. Разобрался и с российской «структурой взаимоотношений», которая сильно отличается от немецкой, где все четко и понятно и все условия одинаковы для всех.

Судьба, генетика или воспитание?
Складывается впечатление, что тяга к кино у меня генетически обусловлена. Конечно, здесь важно определиться, на что именно повлияла генетика. Скорее всего, это восприятие мира, наблюдательность, ведь я сейчас не просто сижу, я наблюдаю за целым рядом вещей одновременно. На мой взгляд, это одно из самых важных умений режиссера, необходимое для того, чтобы суметь передать в кино огромное количество мелких, но очень важных подробностей, как это сделал Антон Павлович Чехов в литературе, например. Но, безусловно, необходимо постигать еще профессию, осваивать кино-технологии.

Фамилия в профессии.
Мне в этом смысле страшно повезло. Никто не пробивал мне дорогу в жизнь. В Германии мы вообще были «никто». Иностранец в Германии не «ноль» — это «минус один». Мне пришлось выстраивать все от начала до конца самому. Это очень важно. Понимаю, что если бы я остался в России, то был бы другим человеком. Конечно, фамилия Анненский и сегодня играет здесь свою немаловажную роль, но учитывая, что 13 лет о нас никто не слышал, мне приходится в основном все создавать заново. Каждая сложность в жизни — это навык ее преодоления. Каждая решенная проблема — знание. За счет этого человек растет. Но если он использует лишь уже подготовленную почву, то не может далеко уйти, я имею в виду творчески. Художником не становятся по наследству.



Мое кино обязательно должно быть кому-то нужным.
Я снимаю не только документальное кино. Основным критерием выбора темы работы для меня является осознание того, что этот фильм должен быть кому-то нужен, даже если работа выполняется просто в рамках учебного задания. Не хочется снимать и складывать пленки в шкаф. Разумеется, я планирую снимать серьезное художественное кино, но для этого необходимы немалые финансовые вложения, есть и другие трудности, и, учась на первом курсе ВГИКа, это практически невозможно. Недавно я посмотрел фильм, который перевернул мое сознание, изменил взгляд на многие вещи. Это старая картина Райзмана «А если это любовь?». Там раскрыто все, о чем я хочу говорить. Это вопрос воспитания, педагогики, и самое главное — проблема любви и уважения к человеку. Если он растет в искренней любви, то становится Человеком. Межчеловеческая любовь — главное, о чем хотел бы я говорить в моем кино.

Пять лет назад я наткнулся на одно из ранних произведений Льва Толстого «Альберт». Про скрипача, который был очень талантлив, но губил себя, пропадая в кабаках. А один богатый человек попытался его спасти. История заканчивается трагически, герой так и не сможет выбраться из порочного круга, отказаться от алкоголя и погибнет. Меня невероятно тронула эта история, потому что сегодня она происходит каждый день в любом городе любой страны. Очень одаренные люди просто не справляются с существующими социальными противоречиями. Я думаю, что экранизация этого произведения станет моей дипломной работой. Разумеется, я адаптирую эту историю, фильм будет снят лишь по мотивам книги. Героиней станет молодая девушка. Такая история, мне кажется, вполне может произойти в современной Москве, в которую я заново уже успел влюбиться. Но у меня финал, наверное, будет счастливым.

The Directory
Академия совершенства
Перманентный макияж для мужчины: особенности
Настоящий «GREEK БУЗУКИ» в Москве
1 июня 2018 года благотворительный фонд «МИССИЯ» совместно с Finparty, российским порталом для деловой и финансовой элиты, организуют благотворительную вечеринку «Greek Бузуки».
Неделя моды в Москве: мода будущего уже сегодня
С 24 по 29 октября в Гостином дворе пройдет 38-я «Неделя моды в Москве. Сделано в России», организатором которой выступает Ассоциация Высокой моды и Прет-а-порте при поддержке МИНПРОМТОРГ России.
Back to school
Коллекция Back to school от ТВОЕ: новый взгляд на дресс-код
Ксения Дубовицкая: история успеха невысокой модели
В отличие от многих девушек, Ксения Дубовицкая не мечтала стать моделью. И хотя в свой адрес она часто слышала, что у нее модельная внешность, Ксения сомневалась, что с невысоким по меркам моделей ростом 168 см можно добиться успеха. Но у судьбы на этот счет были другие «планы»! За несколько лет из девушки, часами просиживающей на кастингах в ожидании работы, Ксения превратилась в одну из самых успешных русских моделей в Америке! Сегодня в ее активе не только съемки с Егором Кридом и Николаем Басковым, но и контракты с ведущими мировыми брендами, от Microsoft и Bosh до Suzuki, Honda и Coca-Cola.
Shoo представит новый EP и отметит день рождения солистки в «Тоннах»
24 апреля в клубе «16 Тонн» состоится сольный концерт absolute soul группы Shoo. Выступление музыканты посвятят презентации нового EP «Твоя Земля», долгожданной весне и дню рождения фронтвумен группы – Шуни Балашовой.
Анастасия Джиас
Анастасия Джиас – украинская топ-модель, успешно работающая в Америке и Европе. В ее резюме съемки в рекламе таких брендов, как Revlon, Levi’s, участие в международном шоу L’Oreal, реклама косметических компаний Ardell и Oribe, а также съемки в музыкальных клипах и сериале Netflix «Американские подростки».
Дебют певицы Николь с песней «Знаешь»
Яркое событие в мире российской поп-музыки – юная певица Николь представляет свою первую композицию «Знаешь».
Пауэрлифтинг
Взрывная мощь, огромные веса, фонтаны тестостерона - все перечисленное сочетается в пауэрлифтинге. Эта спортивная дисциплина представляет собой силовое противостояние атлетов, как в тяжелой атлетике, но с другим перечнем упражнений.
Сергей Вольный и Настасия
20 мая в 19.30 в арт-кафе «Дуровъ» пройдет большой совместный концерт авторов и исполнителей Сергея Вольного и певицы Настасии (Анастасии Ковалевой). Программа музыкального вечера включает в себя два отделения с антрактом и автограф-сессией.
©2018 Радиус Города